Биржевой логистике — зеленый свет

Одна из его новелл состоит в том, что он определил само понятие «биржевая
логистическая деятельность» и дополнительную функцию товарной биржи —
организация и развитие биржевой логистической деятельности.

Фактически закон расширяет понятие «биржевой товар», к которому предлагается
относить работы и услуги. Это, как ожидается, позволит использовать механизм
биржевых торгов для установления реальных рыночных цен на такие услуги (работы)
и применения биржевых технологий для ускорения процедуры заключения договоров.
Для устранения барьеров и ограничений взаимного доступа субъектов
предпринимательской деятельности на рынки государств — членов Евразийского
экономического союза предусматривается возможность участия иностранных
юридических лиц в биржевых торгах в качестве биржевых брокеров.

Нельзя обойти вниманием и еще одно новшество закона — в нем закрепляется
порядок регистрации внебиржевых сделок в ОАО «Белорусская универсальная
товарная биржа». Это, отметил в интервью «МТМ» заместитель председателя
Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики
Беларусь по жилищной политике и строительству Алексей КУЗЬМИЧ, представлявший
законопроект в Овальном зале, является распространенной международной
практикой, и поспособствует формированию наиболее полной картины по экспорту
товаров. Требования по регистрации внебиржевых сделок, а также предоставления
информации о них по ряду товарных позиций металло-, лесо- и сельхозпродукции, к
слову, закреплены в ряде постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

Теперь же — подробно о том, что касается биржевой логистики…

Закон Республики Беларусь «О товарных биржах» дополнен новой статьей
161«Организация и развитие биржевой логистической деятельности». Ее положения
гласят, что товарная биржа осуществляет организацию и развитие биржевой
логистической деятельности, в том числе, путем участия в создании логистических
центров и сети биржевых складов; сотрудничества с транспортно-экспедиторскими
организациями и перевозчиками; оказания содействия участникам биржевой
торговли, клиентам биржевых брокеров и иным заинтересованным лицам в хранении,
перевозке и проведении экспертизы качества биржевых товаров.

— Этот закон, по большому счету, нельзя назвать революционным, — подчеркнул
Алексей Кузьмич. — Он законодательно закрепляет отдельные элементы уже
сложившейся практики биржевой торговли,

При подготовке тогда еще законопроекта к рассмотрению в Овальном зале депутаты
смогли ознакомиться с деятельностью Белорусской универсальной товарной биржи,
которая ведет свою историю с 2003 года. Закон Республики Беларусь «О товарных
биржах» был принят в 2009-м. С тех пор изменилось немало. И разработчикам
нового законопроекта вместе с депутатами нужно было учесть и новые реалии, в
том числе в ЕАЭС, и изменившиеся пожелания покупателей белорусского экспорта,
которым все более интересно получить товар, не обременяя себя транспортными и
таможенными хлопотами.

— Статья 16′ Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики
Беларусь «О товарных биржах» закрепляет за биржей организацию оказания
логистических услуг, — продолжает собеседник. — Приведу такие цифры: на
сегодняшний день Белорусская универсальная товарная биржа пользуется 27
складами, 19 из которых находятся за границей. То есть, Белорусская
универсальная товарная биржа предлагает своим клиентам также комплекс складских
и транс -портно-экспедиторских услуг с обеспечением контроля количества и
качества приобретаемых товаров. Дальнейшее развитие биржевой логистической
деятельности — это прогрессивная тенденция, направленная на увеличение
поступлений валюты по экспорту, и вовлечение в эту работу транспортных
организаций. К слову, у биржи около трех тысяч клиентов из 56 стран: России,
Польши, Германии, прибалтийских стран, Казахстана, Украины, Болгарии… Так
что, перспективы для развития, в плане привлечения к данной работе
международных автоперевозчиков, есть. Но, в то же время, таможенный перевозчик
должен соответствовать определенным требованиям.

Такое понятие как «биржевая логистическая деятельность» и впрямь для нашей
страны не новое. Если вспомнить историю, то еще в декабре 2011 года правлением
биржи были утверждены сразу два определяющих в этой сфере положения: первое — о
порядке регистрации и условиях деятельности транспортных организаций-резидентов
Республики Беларусь в качестве биржевых перевозчиков в ОАО «Белорусская
универсальная товарная биржа» и второе — о порядке регистрации и условиях
деятельности в качестве биржевых перевозчиков транспортных
организаций-нерезидентов Республики Беларусь. Это стало логическим продолжением
работы по формированию института биржевых перевозчиков, юридически
закрепленного в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа
2009 года №1039 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О
товарных биржах». Для полного использования открывшихся перед биржевыми
перевозчиками возможностей биржей был принят Порядок реализации на биржевых
торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» лесопродукции на экспорт
на условиях поставки FAS, FOB, CFR, CIF, CPT, CIP, DES, DEQ, DDU, DDP в
соответствии с «Инкотермс — 2000» и FAS, FOB, CFR, CIF, CPT, CIP, DDP, DAT, DAP
в соответствии с «Инкотермс — 2010» с использованием услуг биржевых
перевозчиков-резидентов Республики Беларусь, биржевых складов и аккредитованных
на бирже биржевых экспертов.

Новый механизм биржевой торговли, в первую очередь, позволил отечественным
экспортерам реализовывать пиломатериалы с доставкой товара зарубежному
потребителю аккредитованными биржей перевозчиками. Иностранные же клиенты биржи
— уже в процессе торгов смогли увидеть стоимость выставленных на продажу
пиломатериалов, с учетом их доставки к месту назначения.

Но все ли так просто? Что мешает развитию института биржевых автоперевозчиков?

На сегодняшний день биржей зарегистрированы 10 биржевых перевозчиков. Это
достаточно крупные организации международного автотранспорта. Ведь изначально к
биржевым перевозчикам предъявляются довольно высокие требования: это и членство
в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» (для тех, кто
осуществляет деятельность именно по перевозке грузов), и наличие в
собственности не менее 50 единиц подвижного состава, пригодного для
эксплуатации на международных маршрутах; и собственная производственная база
-места для стоянки и обслуживания автомобилей; и опыт осуществления
деятельности в области международных перевозок не менее пяти лет…
Соответствующих таким строгим критериям организаций не так уж много. Хотя
требования эти вполне понятны: биржевой товар должен быть клиенту доставлен
целым и невредимым, точно в срок. И зачастую — в довольно больших объемах.

Сдерживающим фактором в развитии института биржевого перевозчика, по мнению
начальника отдела транспортной политики и логистики Ассоциации «БАМАП» Вацлава
ЗАЛЕСКОГО, является достаточно высокая стоимость «входа» на биржу. Это также по
силам не каждому.

С другой стороны — покупатели биржевого товара гораздо чаще самостоятельно
занимаются организацией его доставки к месту назначения: то есть, сами ищут
перевозчика.

— Поэтому 85-90% лесопродукции на бирже все-таки реализуется на условиях FCA,
— отмечает Вацлав Залеский. — В свою очередь, перевозчик заинтересован в
соответствующих фрахтах: работать в убыток никто не станет. Большое значение
имеют также сроки оплаты услуги по перевозке, наличие постоянной работы, чтобы
машины не простаивали…

Почему же биржевой логистике уделяется столько внимания?

Ответ на этот вопрос лежит сугубо в экономической плоскости.

Сложившаяся практика привела к тому, что на логистических услугах,
сопровождающих любую сделку по экспорту (или импорту), зарабатывают, в первую
очередь, иностранные компании. Для многих белорусских экспортеров привычно — и
даже удобно! — заключать контракты на условиях FCA, когда покупатель
самостоятельно должен вывезти товар со склада продавца. Это касается не только
биржевых сделок, но и работы по прямым контрактам. По данным экспертов, на
транспортировку одной только лесопродукции иностранные компании ежегодно тратят
около 60 миллионов евро. Между тем, доходы от логистической деятельности могли
бы идти во благо белорусской экономики. Не случайно вопрос об участии
отечественных предприятий международного автотранспорта в вывозе белорусского
экспорта не раз поднимался на уровне правительства.

В то же время, многие товары, являющиеся основными экспортными позициями
Беларуси, в том числе лесоматериалы и частично сельскохозяйственная продукция,
реализуются исключительно посредством биржевых торгов. Поэтому развитие
биржевой логистики выглядит весьма логичным решением. Очередным шагом в ее
правовом обеспечении и стал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Беларусь «О товарных биржах». Дело — за рыночными механизмами. А,
значит, — и ростом эффективности работы транспортных компаний.

Наталья СЧАСТНАЯ

www.logistics.ru

Похожие записи