В рыночных условиях хозяйствования большинство видов общественной деятельности
возможно, если результаты этой деятельности — продукция и услуги — востребованы
населением страны (сообщества стран) и/или коммерческими структурами
(бизнес-структурами) в форме платежеспособного спроса для удовлетворения своих
потребностей.

У населения такой спрос возникает в основном на часть конечного продукта,
представленного предметами потребления и имуществом личного пользования
(квартирами, дачами, участками земли и др.). У бизнес-структур возникает спрос
на инвестиционные товары — средства труда, без которых невозможно производить и
реализовывать продукцию и услуги, удовлетворяющие спрос населения в предметах
потребления и личного имущества. Тем самым возникает товарный рынок предметов
потребления, имущества и услуг наряду с рынком инвестиционных товаров средств
труда (орудий и предметов труда).

Это означает, что потребность населения, трансформированная в платежеспособный
спрос, является главным источником появления платежеспособного
спроса бизнес-структур на инвестиционные товары — орудия и предметы труда.
Поэтому подавляющая часть любой предпринимательской деятельности становится
невыгодной, если ее результаты (продукция и услуги) полностью или частично не
востребованы населением, а следовательно, не гарантируют всем бизнес-структурам
— участникам создания конечного продукта необходимых доходов и прибыли,
поскольку в этом случае предприниматели лишаются первичного источника воз
мещения их затрат.

Все виды логистики в соответствии с объектами управления могут оказывать
комплекс инфраструктурных услуг, которые в зависимости от объектов обслуживания
выполняют различную роль. Так, например, логистика в качестве деловой услуги
использует в качестве критериев своей деятельности экономический эффект и
экономическую эффективность, поскольку ее главная цель — улучшить основные
показатели деятельности всех обслуживаемых структур и добиться повышения
эффективности их деятельности, а следовательно, и конкурентоспособности. Именно
экономический эффект для обслуживаемых структур, сопоставляемый с затратами на
деловые логистические услуги, является критерием целесообразности применения
этих услуг.

При оказании логистических услуг населению приоритетность экономического и
социального эффектов постоянно меняются местами (см. рис. 1). Так, исполь
зование логистики в оптовой и розничной торговле, в том числе при создании
торговой инфраструктуры (супермаркетов, магазинов, аптек, рынков, оптовых баз и
др.), в большей степени преследует коммерческие цели,т.е. получение дохода и
прибыли. Однако логистика магистрального, общественного транспорта, домашних
хозяйств, экологическая логистика первоначально нацелены на обслуживание
общественных целей, т.е. на получение социального эффекта.

К социальной логистике тесно примыкают государственные услуги населению,
реализуемые в порядке гос-заказа, поскольку государственное предпринимательство
— это такое направление деятельности, которое изначально ставит своей главной
целью удовлетворение общественных потребностей в продукции и услугах,
производство и продуцирование которых невыгоднобизнес-структурам в условиях
свободного рынка. Государственная логистика (госзаказ и госзакупки) имеет
социальную ориентацию, так как обеспечивает поставкипродукции и получение услуг
от рыночных бизнес-структур для государственных нужд. К социально
ориентированной деятельности, направленной преимущественно на интересы социума,
относится создание объектов социально-бытовой инфраструктуры, общественного
транспорта, создание ифункционирование большинства крупных спортивных
комплексов, развитие большинства музеев и библиотек,бесплатных медицинских и
учебных заведений, крупныхобъектов магистрального транспорта и транспортной
инфраструктуры.

Сами же государственные закупки — это система отношений внутри
государственного сектора экономи-ки при его взаимодействии с другими субъектами
поповоду приобретения, поставки и оплаты государством продукции и услуг и
предоставления их определен-ным пользователям (потребителям) на бесплатной или
льготной основе ( см. рис. 2 ). В этом смысле государс-твенная закупка
характеризует суть рыночной контрак-тации и отражает различные стадии
госзаказа, т.е. ло-гистическую цепь исполнения госзаказа через процессзакупки и
поставки.

Исследование роли и места госзаказа в развитых странах показывает, что он стал
мощным рычагом для обновления производства и внедрения инноваций. Это
достигается на основе включения его в дол-госрочные программы развития отраслей
экономики и социальной сферы. При формировании госзаказа го-сударственные
структуры (министерства, ведомства,агентства) устанавливают особые технические
требова-ния к закупаемой продукции, которые отвечали бы передовым инновационным
и технологическим достижениям. В свою очередь национальные компании, исполняя
жес-ткие требования государства к техническим параметрам товаров, услуг и
работ, вынуждены искать и находить наиболее эффективные научно-технические и
производственные решения, что в конечном счете позволяет добиться более
высокого уровня конкурентоспособности своей продукции на рынке.

Таким образом, можно утверждать, что в любом виде логистики можно найти как
некоммерческие структуры, изначально нацеленные на получение социального
эффекта (социальной эффективности), так и бизнес-структуры, ориентированные
исключительно на рыночные цели — обеспечение прибыли и рентабельности.

Выделим ряд особенностей социальной логистики на примере анализа человеческих
потоков и развития методических подходов к управлению ими. Любой че-ловеческий
поток является результатом того, что люди не могут достигать своих самых
разнообразных целей в местах своего проживания или нахождения и вынуждены
перемещаться для этого. Это относится к потокам рабочей силы к местам своей
работы и обратно, к потокам людей в метро, в крупных магазинах, туристским
потокам, потокам отдыхающих, болельщиков, миграционным и эмиграционным потокам,
пассажиропотокам, демонстрациям, потокам путешественников, командировочных и
т.д. Потоки могут образовываться в результате самостоятельного передвижения
людей главным образом в виде пассажирских потоков с использова-нием почти всех
видов транспорта вплоть до канатных подвесных дорог. В связи с этим в данном
виде логистики различает-ся регулирование этих потоков, многие из которых носят
стохастический характер, хотя состав антропотока, т.е. перемещаемые люди, будут
одни и те же.

Так, например, пассажиры не только могут самостоятельно выбирать вид
транспорта, но и добираться до мест посадки по собственному усмотрению: своим
транспортом, пешком, на метро и т.п. Поэтому эта стадия движения людей носит
стохастический характер и поддается в луч-шем случае регулированию, т.е.
созданию общих условий для беспрепятственного продвижения по законам
вероятности. Но как только люди заняли свои места в любом виде транспорта,
следующего по расписанию по определенному маршруту, начинается управление ими,
аналогичное управлению перемещением материально-вещественных объектов. Но,
сойдя с основного транспорта, люди добираются до целей своего перемещения в
виде опять же только регулируемых потоков.

Второй важной особенностью логистики человечес-ких потоков является совпадение
объектов управления, т.е. людей, с объектами обслуживания, т.е. теми же людьми,
хотя могут быть исключения, например для по-токов рабочей силы, где объектом
обслуживания могут выступать сами предприятия, где имеются рабочие места и
используется эта рабочая сила.

Третьей особенностью этого вида логистики является высокий уровень сервисного
обслуживания объектов управления — людей — в виде предоставления комплекса
сопроводительных услуг на всем протяжении их следования: на железнодорожных
вокзалах, в аэропор-тах, гостиницах, мотелях и др. И наконец для логистики
человеческих потоков эти потоки и достижение цели их движения с допустимыми для
людей издержками явля-ются приоритетными. Все остальные
материально-вещественные, информационные и даже денежные потоки
выступают в роли обеспечивающих и сопровождающих, т.е. подчиненных целям
людских потоков.

Логистика в форме организации управления человеческими потоками в большинстве
случаев социально ориентирована. Позитивным социальным эффектом сопровождается
продуктивно функционирующая индус-трия гостеприимства и туризма (управление
потоками въездного и выездного туризма, рекреационного сектора, потоками
рабочей силы к местам работы и обратно, потоками городского и пригородного
транспорта, час-тью потоков магистральных видов транспорта, миграци-онными и,
особенно, эмиграционными потоками и др.). Таким образом, к социально
ориентированным видам общественно-полезной деятельности в условиях рыночной
экономики следует отнести такую деятельность, экономический эффект которой
обязательно со-провождается социальным эффектом.

Социально ориентированная логистика представляет собой такую форму
логистической деятельности, результаты которой измеряются не только
экономическим, но и социальным эффектом в виде общественно значи-мых
последствий этой деятельности, способных в ряде случаев становиться главной
целью ее осуществления. Мы попытались обосновать право на существование
социально ориентированной логистики и необходимость проведения глубоких и
обстоятельных исследований по проблемам функционирования и развития этой
разноидности логистики как в науке, так и на практике.

Евгения Кейванова, www.logistika-prim.ru