Генеральный директор «РЖД Логистика» рассказывает о ключевых трендах рынка транспортно-логистической деятельности, которые будут развиваться в 2021 году

По данным исследования, мировой рынок транспортно-логистических услуг в 2020 году будет демонстрировать замедление темпов роста. Сейчас уже можно сказать, что отрасль столкнулась с падением объемов коммерческих перевозок грузов. Рост, по нашим оценкам, будет замедляться и в 2019 году (7,5%) уже не достигнет.

А вот четыре основные тенденции, которые, на наше мнение, в 2021 году будут иметь особенное значение для рынка.

1. Как развивается логистический аутсорсинг.

Одна из главных тенденций рынка транспортно-логистических услуг – повышение спроса на комплексное логистическое сопровождение предприятий и на услуги уровня 3-ПЛ (организация работы логистической компании как по предоставлению полного комплекса услуг: доставка до управления заказами, иными словами – логистический аутсорсинг).).

На данный момент этот рынок в России не велик, но в будущем он может быть значительно расширен, в частности благодаря созданию новых производств в стране. Однако в настоящее время оценить его объем достаточно сложно, так как нет детальных и независимых экспертных исследований Однако мы уже знаем, что «РЖД Логистика», занимая на рынке логистического аутсорсинга, по-видимому, самую большую долю – около 21%.

Как оказалось, эта цифра была получена нами, посчитав количество потенциальных компаний-производителей для передачи им логистической инфраструктуры и цепей поставок на аутсорс. Но в то же время мы приветствуем, что бы как можно больше транспортных компаний занялись этой работой. При этом в одиночку объяснять собственникам предприятий на новом рынке, почему выгоднее передать внутреннюю логистику на аутсорс – задача не из легких.

2. В настоящее время рынок агро-логистики растет.

Ещё одно достаточно интересное и перспективное направление на рынке транспортно — логистических услуг – это агро-логистика. Оно направлено на экспорт продукции отечественного АПК в КНР.

В настоящее время в различных регионах России создаются кластеры, где, по прогнозам, будет динамично формироваться товарооборот сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время в Китае наблюдается рост доходов населения, а также увеличивается популярность идеи здорового и экологичного питания, стиля потребления вестернизируется. В агрологии есть свои четкие перспективы и понятный вектор движения

3. В регионах появились новые склады временного хранения

Для успешного развития направления агро-логистики необходимо развивать сеть терминально-складских сооружений. Мы все чаще встречаем дефицит региональных консолидационных центров. С этим связано увеличение потока контейнерных грузов нашей компании. Поэтому открытие складов для временного хранения в регионах России является еще одним трендом рынка транспортно-логистических услуг

На сегодняшний день новые мощности позволяют в разы увеличить объем сборных грузов, идущих в импортном и экспортном направлениях При этом для российских и китайских компаний существует специальный спрос именно на LCL-транспортные перевозки (такой вид перевозок в одном контейнере перевозят небольшие партии груза от разных отправителей, и платят они не всю партию, а только за место в ней).

4. Ускорение перевозки товаров с Востока.

В 2020 году «РЖД Логистик» планирует расширить географию за счет стран Азиатско–Тихоокеанского региона. Большая работа предстоит провести на рынках Кореи, Японии, Вьетнаме с точки зрения привлечения грузопотока на маршрут через порты Дальнего Востока России

Основной специализацией нашей компании является перевозка по международным транспортным коридорам. И в первую очередь, между Европой и Китаем. Сейчас мы уже в следующем году будем продолжать развивать этот маршрут, а также укреплять свои позиции на нем.

5. Уменьшение китайских субсидирований

Новая особенность заключается в том, что в течение 2019 года окончательно сформировалась главная закономерность в области внешнеторгового трафика из Китая – систематическое сокращение с их стороны субсидии на железнодорожные перевозки Именно поэтому этот способ из Китая в Европу теперь идет все больше товаров со средней добавочной стоимостью, а также грузов, для перевозки которых срок доставки является главным условием при перевозке.

Одна из главных тенденций – Китай практически полностью отказался от субсидий на возврат порожних контейнеров из европейских стран. Для многих транспортных компаний сейчас очень остро стоит вопрос обратной загрузки. Но несмотря на это, нам все равно хочется роста. В 2020 году он должен составить не менее 15–20 процентов. Эти прогнозы мы делаем на основе собственных кейсов. А с начала этого года наша компания уже осуществила перевозки по железной дороге грузов таких крупных международных компаний-производителей как Haier, Hisense,Geely, а также запустила перевозку готовых автомобилей Volvo между Китай, Россией, Беларусью и странами Евросоюза.