ЕАЭС пристыкуют к Шелковому пути

В первую очередь это важно для Казахстана как ведущего государства региона.
Между тем в будущем проекта существует довольно много нерешенных вопросов как
внутри самого Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и между такими
макроэкономическими надстройками, как Евросоюз, Китай и ЕАЭС.

Напомним, что идея этого геополитического проекта впервые была обнародована в
Астане председателем КНР Си Цзиньпином во время его визита в Казахстан в
сентябре 2013 года. Целями Шелкового пути было провозглашено укрепление
совместной инфраструктуры и содействие торговле, в том числе в национальных
валютах – через упрощение торговых процедур и создание зон свободной торговли.

В 2015 году президент РФ Владимир Путин и его китайский коллега подписали
совместное заявление о сопряжении Шелкового пути и Евразийского экономического
союза, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и РФ. «Сегодня,
при появившихся рисках в зоне Суэцкого канала, контейнерные грузы из Европы в
Китай и Шанхай идут 45 дней. Через территорию ЕАЭС эти поставки можно
осуществить уже за 14 дней, а реализация проекта Нового Шелкового пути позволит
уложиться в 10 дней. Бизнес понимает очевидность выгод: первое – в логистике,
второе – в таможенных границах. При поставках товаров между Европой и Азией
через общее экономическое пространство ЕАЭС товары пересекают только одну
границу – ЕАЭС», – отмечают в Евразийской экономической комиссии.

Казахстан и остальные страны Центрально-Азиатского региона, находясь в центре
континента, не имеют выхода к морю. «Поэтому этот проект даст возможность
повысить конкурентоспособность товаров, производимых в этих государствах, на
глобальном рынке. Ведь при развитии транзитных коридоров нивелируется
негативное влияние географической удаленности от морских путей, соответственно,
снижаются транспортные расходы, что положительным образом сказывается на
себестоимости», – уверен заместитель председателя правления ТОО «ТрансКом» по
стратегическому развитию, инвестициям и экономике Денис Артюхов.

По мнению экспертов, создание Шелкового пути должно быть ускорено ввиду
усиления конкуренции на рынке перевозок из Китая, так как параллельно с
развитием железнодорожной сети в регионе намечено наращивать и мощности
причальных комплексов, которые призваны расширить географию перевозок.
Логистические цепочки выстраивают из Китая в Европу, в том числе через
Каспийское море и страны Персидского залива, а также Индию. В частности, как
указывают транспортники Казахстана, в данный момент Узбекистан пытается
наладить собственный коридор – и некоторые китайские поставщики уже развернули
свои потоки через узбекские железные дороги. «В результате частично грузы уже
пошли в обход России, поэтому возникает конкуренция и необходимо более активно
вводить данный проект и создавать благоприятные условия для транспортировки
грузов», – говорят эксперты транспортной отрасли Казахстана.

Кроме того, в конце июля 2015 года выполнен пилотный рейс из Китая в
Азербайджан: контейнерный поезд проследовал из Шихэцзы через Достык с
перекладкой в Актау на железнодорожный паром до станции назначения Кишлы в
окрестностях Баку. Длина трассы – 3,5 тыс. км. «Причем подобный маршрут при
необходимости продлевается в Грузию», – говорит президент АО «Национальная
компания «Актауский международный морской торговый порт» Михаил Ялбачев. Кроме
того, по его словам, были опробованы мультимодальные доставки грузов через
Турцию в страны Балтии.

Однако части предприятий из развивающихся регионов КНР этот вариант не
подходит из-за ограничений, накладываемых китайскими дорогами. «Для них
рациональнее вывозить свою продукцию на экспорт в Европу железнодорожным или
автомобильным транспортом через Казахстан и далее опять-таки по территории РФ.
Это так называемый средний вариант экономического пояса Нового Шелкового пути.
Дополнительной мотивацией для его развития служит еще и необходимость вывоза в
ЕС монгольских грузов. Косвенно это стимулирует развивать российские
железнодорожные пути для их подхвата, а заодно и забирать транзит из
Казахстана», – комментируют эксперты Актауского международного морского
торгового порта.

Одним из возможных вариантов с точки зрения экономики региона здесь видят
создание зоны свободной торговли, включающей ЕАЭС и все важные для Шелкового
пути страны Евразии, а также сам Китай. Вместе с тем взаимодействие ЕАЭС и ЭПШП
несет в себе и целый ряд нерешенных вопросов. Например, перспективы создания
зоны свободной торговли между странами ЕАЭС и Китаем, так как существуют
высокие риски того, что открытие внутренних рынков Евразийского экономического
союза фактически уничтожит местную промышленность из-за неравной конкуренции с
предприятиями КНР.


«

Похожие записи