Китай в долгосрочной перспективе может стать нетто-экспортером нефтепродуктов
в страны Ближнего Востока, заявил высокопоставленный представитель госкомпании
China National Petroleum Corp (CNPC).

«Китай может в какой-то момент стать нетто-экспортером топливных продуктов в
арабские страны», — сказал директор CNPC по аналитике Дин Шаохэн, отвечая на
вопросы участников международной выставки и конференции по нефтепереработке и
сбыту, проходившей в Абу-Даби.

В обозримом будущем Китай, по всей вероятности, останется крупным импортером
ближневосточной нефти, добавил Дин. В ходе презентации, посвященной
долгосрочным перспективам спроса и предложения на китайском рынке
нефтепродуктов, Дин сообщил, что годовое потребление нефтепродуктов в Китае
вырастет с 286 млн. тонн в 2013 г. до 360 млн. т (26%) в 2020-м и 440 млн.
(54%) в 2030 г.

При этом прогнозируется, что перерабатывающие мощности китайских НПЗ
увеличатся с 296 млн. т в год в 2013 г. до 390 млн. т (32%) в 2020-м и 440 млн.
т (49%) в 2030 г. И в период между 2013 и 2030 годами разрыв между
перерабатывающими мощностями и потребностями внутреннего рынка, как ожидается,
увеличится с 10 млн. т до 50 млн. т.

Говоря о рыночных перспективах для конкретных продуктов, Дин сообщил, что
прогнозируемый рост спроса на бензин составляет в среднем 7% в период с 2013 по
2020 гг. и 3% в следующем десятилетии. Спрос на керосин будет расти в среднем
на 9% в год до 2020 г. и на 6% в год в 2020-30 гг. В отличие от них,
потребление дизельного топлива на внутреннем рынке Китая продемонстрирует
слабый рост на уровне 0,4 % в год до 2020 г. и будет снижаться на 0,4% в год в
течение следующего десятилетия. В тот же период в стране ожидается рост
потребления альтернативного транспортного топлива — электроэнергии, биотоплива
и производных метанола.

Эти тенденции спроса на отдельные продукты, по словам Дина, связаны со
структурными изменениями в экономике.

«Китайская экономика переживает переход от стремительного роста к зрелости, —
сказал он. — Идет реструктуризация экономики, в которой доля сырьевых отраслей
уменьшается, доля производственного сектора остаётся неизменной, а доля
непроизводственного сектора возрастает. Тем не менее, в автомобильной
промышленности Китая в ближайшие 10 лет сохранятся довольно высокие темпы
роста, связанные с ростом популярности личных транспортных средств и
увеличивающимся расстоянием поездок.

Точно так же рост спроса на керосин обусловлен быстрым ростом китайской
авиационной отрасли. Рост спроса на дизельное топливо, являющийся показателем
развития тяжёлой промышленности, в среднесрочной перспективе будет небольшим.
Во многих промышленных секторах Китая в 2013 г. спрос на дизель снизился на
фоне общего снижения темпов экономического роста с двузначных значений до 7,7%.

По прогнозу Дина, в ближайшие 20 лет темпы роста экономики Китая будут
неуклонно снижаться и в конечном итоге стабилизируются на уровне около 5% в год.

Продолжающийся рост китайского нефтеперерабатывающего сектора, если он будет
таким, как ожидает CNPC, является признаком усиления конкуренции, поскольку
экспортеры нефти на Аравийском полуострове, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ,
Оман, Катар и Кувейт, либо планируют, либо уже строят крупные
нефтеперерабатывающие и нефтехимические комплексы.

Хотя расширение мощностей на Ближнем Востоке по большей части направлено на
удовлетворение растущего регионального спроса на топливо, большинство арабских
экспортеров нефти в регионе Персидского залива стремится увеличить свою
рыночную долю, заменив экспорт нефти нефтепродуктов, и Азия является их главным
целевым рынком.