Поможет ли удаление с «игрового поля» ФГУП «РОСТЭК» развитию рынка таможенных услуг?

На днях Государственная Дума РФ во втором чтении приняла законопроект,
запрещающий ФГУП «РОСТЭК» осуществлять предпринимательскую деятельность в
области таможенного дела.

По экспертным оценкам, ФГУП «РОСТЭК» является монополистом на рынке
таможенных услуг, который, как аффинированная с таможенной службой структура
создает барьеры для входа на этот рынок малых и средних предприятий.

В российской таможенной сфере существуют и другие, не менее весомые
препятствия для развития бизнеса.

Одним из барьеров вхождения на рынок для малых и средних предпринимателей
является высокая сумма обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей,
которую потенциальные участники рынка таможенных услуг должны внести таможенным
органам. Например, обеспечение обязательств таможенного представителя (также
как и уполномоченного экономического оператора) составляет один миллион евро.
Сумма неподъемная для субъектов малого и среднего бизнеса.

Для сравнения, Модернизированный таможенный кодекс Европейского союза не
устанавливает таких требований для своих таможенных представителей, от которых
требуется лишь финансовая устойчивость компании и профессионализм сотрудников.

Если мы вспомним начало развития института таможенных брокеров в 90-х годах,
то обеспечение обязательств для начинающих участников ранка таможенных услуг
рассчитывалось ежеквартально в зависимости от объемов декларирования. Причем
сумма обеспечения рассчитывалась предпринимателями самостоятельно, сотрудник
таможенного органа, ответственный за выдачу лицензии на осуществление
деятельности таможенного брокера, лишь проверял расчеты. В таких условиях
доверия и уважения к бизнесу новый институт таможенных брокеров
(представителей) развивался высокими темпами, количество участников рынка
ежегодно увеличивалось.

С тех пор в таможенное законодательство был внесен ряд изменений. В
частности, термин «лицензирование» заменен на термин «включение в реестр», из
списка документов на включение в реестры были исключены некоторые документы.
Несмотря на видимые упрощения, необходимая для внесения сумма обеспечения
обязательств существенно увеличилась. Возможно, это послужило одной из причин
сокращения в последние годы количества таможенных представителей, так же как
СВХ, таможенных складов и таможенных перевозчиков. Например, если в 2008 году
количество таможенных представителей, существующих на российском рынке,
составляло 714, то в 2012 их количество сократилось до 313.

Кроме того, существуют и другие барьеры входа на рынок таможенных услуг для
малого и среднего бизнеса. Они связаны с непредсказуемостью государственной
таможенной политики и отсутствием четких правил для ведения внешнеэкономической
деятельности и пр. Условия включения в реестры предпринимателей, осуществляющих
деятельность в сфере таможенного дела, наряду с условиями исключения из таких
реестров, например, в случае административного штрафа, исключают возможность
для малых и средних предприятий развивать деятельность в сфере таможенного дела.

Поэтому устранение монополиста под названием «РОСТЭК» при имеющейся у него
возможности работы под любым другим названием, не улучшит предпринимательский
климат на рынке таможенных услуг. В создавшейся ситуациинеобходимо принимать и
другие меры, направленные на формирование благоприятных условий для развития
малого и среднего бизнеса в сфере таможенного дела.

ExpertFT