Либерализация рынка перевозок, или Евразия – для всех!

Правда, без колес сегодня никуда. По данным доклада IRU 2015, автомобильный
транспорт перевозит в среднем 90% грузов по стоимости и более 80% от общего
внутреннего объема перевозок. Нужно ли после этих цифр говорить еще что-нибудь
о роли автотранспорта для современного мира, экономики, глобализации?.. Нужно!
Если мы завели речь об одном из наиболее актуальных трендов развития, коим
является глобализация, важно отметить двойную природу транспорта. Это уже те
колеса, которые не просто вращаются с пользой и по установленным нами правилам,
но и сами приводят в движение многие процессы. Анализ работы транспорта дает
понять: без свободы передвижения процесс глобализации и формирования новой
экономики в мире невозможен.

Об этом и многом другом наиболее авторитетные эксперты в своей области вели
разговор на международной конференции «Новые тенденции в развитии международных
автомобильных перевозок в Евразии». Мероприятие, собравшее более 200 участников
из 12 стран, прошло в Москве20 марта, но его отголоски звучат до сих пор.
Правительствам стран направлены обращения, принятые по итогам состоявшейся
дискуссии, а ее участники и сейчас продолжают начатый разговор – на страницах
прессы. Все потому, что поднятые проблемы в ближайшее время не утратят и толики
своей остроты: всем важно понять, как сохранить ключевую роль автотранспорта
для экономического роста в Евразии и какую роль при этом может сыграть
либерализация транспортных услуг.

Что такое Евразия, можно понимать по-разному. Небольшой экскурс по крупнейшему
материку на конференции делала Ксения Каско, заместитель руководителя
Департамента МДП IRU. Представитель Международного союза автомобильного
транспорта (МСАТ/IRU), правда, рассказывала об этом для понимания важности
надежных транзитных систем, но ее рассуждения сейчас как нельзя лучше подойдут
для начала нашего разговора. Географический, широкий, подход констатирует
наличие 93 государств на материке, соединенных, конечно, транспортными
артериями, и проживание здесь трех четвертей всего населения планеты. Более
узкий, геополитический, подход оценивает потенциал Евразии уже, в том числе, по
наличию природных ресурсов. Регион на них богат, что предопределяет непрерывно
развивающуюся торговлю. На этот раз Евразия охватывает страны, находящиеся в
центральной части континента, на перекрестке торговых путей, соединяющих Европу
и Азию, Южную и Центральную Азию, некоторые другие страны. Здесь сформировалось
сразу несколько блоков стран, объединенных экономическими и политическими
интересами, – ЕАЭС, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества, основанная
лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана), ОЭС
(Организация экономического сотрудничества, образованная странами Средней Азии
и Ближнего Востока), ОЧЭС (Организация черноморского экономического
сотрудничества, объединяющая более десятка государств Причерноморья и Южных
Балкан).

Развитие связей в регионе, безусловно, подразумевает развитие транспорта,
увеличение транспортных потоков. Перемещение грузопотоков в регионе происходит
по трем основным направлениям: Северному (через Казахстан и Россию),
Центральному (через страны Центральной Азии) и Южному (через Иран и Турцию)…

Светлана Домнина, председатель Московской логистической гильдии при Московской
ТПП, посмотрела на эти процессы с точки зрения логистики: по мере глобализации
экономики роль автомобильного транспорта возрастает. Прежде цепи поставок были
совсем короткие, включали небольшое количество участников, но теперь постоянно
расширяются. Они начинаются нередко с добычи сырья и производства материалов и
заканчиваются использованием готовой продукции ее потребителями, соединяя
вместе взаимодействующие компании, где бы они ни находились. В цепочках
появляются многочисленные региональные склады и распределительные центры, связь
между которыми происходит в значительной мере посредством автомобильного
транспорта. Любопытную статистику привела Светлана Домнина. На развитии
транспорта, безусловно, должно сказаться развитие отдельных стран в Евразии
(например, Китая), которое до середины нынешнего столетия будет происходить
весьма динамично. Во всяком случае, эксперты настаивают именно на таком
сценарии.