Международные транспортные коридоры привяжут к Владивостоку

Расширенное совещание по развитию международных транспортных коридоров
«Приморье-1» и «Приморье-2» между пограничными провинциями Северо-Восточного
Китая и Приморским краем состоялось в Москве.

В совещании, проходившем под председательством министра по развитию Дальнего
Востока Александра Галушки, приняли участие замминистра транспорта –
руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор
Олерский, вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, глава Владивостока Игорь
Пушкарев, председатель комитета инвестиционных программ Ассоциации морских
торговых портов России Дмитрий Морозов, представители Федеральной таможенной
службы, а также компаний – ООО «Группа «Транзит-ДВ», ООО «Восточная стивидорная
компания» и ООО «Группа «Сумма».

ВКАД станет частью МТК «Приморье-3»

Как сообщили «В» в пресс-службе городской администрации, глава Владивостока
Игорь Пушкарев считает, что система международных транспортных коридоров (МТК),
куда входят МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», – важный фактор развития
приморской столицы как центра многостороннего международного экономического
сотрудничества. Но существующая концепция МТК была разработана еще в 2000 году
и в новых обстоятельствах (учреждение свободного порта Владивосток,
формирование на юге Приморья трансграничной агломерации, выдвижение ряда
инфраструктурных инициатив евразийского масштаба) требует переосмысления.
Владивосток должен стать центром нового хаба (хаб – крупный
транспортно-логистический узел регионального значения), который включит в себя
несколько транспортных коридоров, не ограничиваясь только МТК «Приморье-1» и
«Приморье-2».

Собственно, такому включению потенциала Владивостока в развитие приграничных
территорий и служит идея создания агломерации на базе нового
автомобильно-железнодорожного маршрута под условным названием «Приморье-3»,
частью которого является и Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД). Это
предложение администрация города озвучила на 1-м Восточном экономическом
форуме, который состоялся в сентябре 2015 года на острове Русском. Кроме того,
Владивостоку требуется сбалансированность территориального и морского
пространственного планирования, которая сможет обеспечить комплексное развитие
экономики города, свободного порта Владивосток и агломерации в целом.

Как нам завоевать китайский грузопоток

С основным докладом по разработке финансово-экономической модели новых
транспортных потоков в Приморском крае выступил глава Минвостокразвития
Александр Галушка.

По его словам, результаты анализа и оценки транспортных потоков
северо-восточных провинций КНР показывают: развитие МТК в Приморье выгодно и
России, и Китаю. Но чтобы коридоры заработали на полную мощность, их необходимо
сделать удобными и выгодными для грузовладельцев и транспортных операторов.

– Во-первых, должны стать привлекательными экономические условия. Сегодня путь
из северо-восточных провинций КНР через порты Приморья хотя и короче по
расстоянию, но не конкурентоспособен по срокам и стоимости перевозки, – отметил
министр.

Во-вторых, по его словам, необходимо снять все неэффективные административные
барьеры в пунктах пропуска через границу.

– В случае транзита груза мы его проверяем трижды. Это существенные временные
потери для операторов, – объяснил Александр Галушка. – Есть требования
федерального закона «О свободном порте Владивосток», касающиеся круглосуточной
работы пунктов пропуска и радикального сокращения форм контроля. Реализация
этих мер существенно повысит скорость и привлекательность транспортировки
грузов через порты Приморья.

В-третьих, в дополнительной проработке нуждается направление грузовых потоков
и их привязка к существующим и перспективным морским транспортным линиям.

– Надо смотреть все варианты. Конечными точками транспортных коридоров могут
быть не только Находка и Зарубино, но также и порты Владивостока и Славянки, –
подчеркнул глава Минвостокразвития.

Кроме того, необходимо в полной мере сформировать инвестиционную модель
развития транспортных коридоров. – Очевидно, что инфраструктура коридоров:
автодороги, участки железных дорог, перевалочные пункты и портовые терминалы –
представляет инвестиционный интерес, – отметил Александр Галушка. –
Инфраструктуру можно и нужно строить за частные средства, минимизируя бюджетное
финансирование. Соответствующая «упаковка» проекта для инфраструктурных
инвесторов сейчас готовится.

Напомним, что подготовкой финансово-экономической модели реализации
международных транспортных коридоров в Приморье занимается компания McKinsey.
Ее представители ознакомили участников совещания с первыми результатами анализа
и оценки экономической эффективности проекта, в том числе с оценкой
потенциальной транзитной грузовой базы, идущей из северо-восточных провинций
КНР, которую экономически выгодно направлять в порты Владивостока, Находки,
Зарубино и Славянки.

«