Проблема, которая заставляет компанию изменять свои логистические процессы. Среди них и полу-порожние автомобили, и желание клиентов получать товары в указанный период времени

В этой статье мы расскажем о том, как можно изменить систему.

Для чего нужно менять логистические процессы?

При упоминании о логистике, многие компании сосредотачиваются исключительно на «последней миле», делая все возможное для того, чтобы товар был доставлен в срок и в полном объеме. На этих этапах эффективность и потенциал роста могут быть совершенно другими.

Так как многие заказчики находят дополнительные 20–30% заказов в сутки только благодаря расширению временного окна, которое доступно для оформления заказов. При этом логистическая составляющая должна быть внедрена во все этапы работ с заказом, что потребует ряда изменений.

Чтобы изменить логистические процессы, необходимо определить цель изменений. Нужно понимать, что истинная причина кроется не в том, чтобы сделать лучше, а в желании снизить количество возвратов и недоставок.

Для того чтобы понять причину этих изменений мы составили список самых частых причин, с которыми они сталкивались.

  • На сегодняшний день данная логистическая схема не соответствует быстрорастущим потребностям компании.
  • Существующая схема приводит к плохому клиентскому сервису (опоздания, рекламации, отсутствие своевременной информации о доставке).
  • Необходимость перехода от аутсорсинга к созданию собственной службы доставки.
  • Не всегда удается выполнить все работы качественно и в срок. Появляется так называемый bus-фактор, который связан с тем, что бизнес зависит от нескольких человек.
  • Наличие ресурсов для работы недостаточное (машины едут полупустые).
  • Необходимо увеличить мощность канала продаж, например, за счет увеличения времени приема заявок.
  • Нужно предложить клиентам новый вид доставки (экспрес-доставка, доставка день в дне) или внедрить узкие временные интерьеры доставки.

Необходимо провести оцифровку и перевод этих или других причин, которые требуют логистических изменений – перевести в метрики, которые бы показывали другие результаты. Если причина реформы – плохой клиентский сервис, то необходимо разложить его на составные части: процент и среднее время опозданий. В случае если вы являетесь владельцем собственной доставки, то метриками станут ее цена и своевременность и т.п

Затем нужно задать целевому значение каждой метрики – той, к которой вы стремитесь. Не стоит забывать, что для разных компаний эти показатели будут разными. Если для крупного бизнеса сокращение затрат до 10 процентов будет большим достижением, то для мелкого бизнеса необходимы показатели в 30–40%. Точность измерения динамики изменений в каждом параметре поможет оценить динамику изменений в целом. На дашборд, где они постоянно находятся, выводят их изображения.

Внедрение изменений.

А логистика – это в первую очередь бизнес-процессы А это значит, что необходимо подойти к ее изменению как к проекту – с учетом всех требований к нему.

Устанавливать четкие сроки выполнения работ.

По нашему опыту, те компании, что на старте устанавливали дату окончания проекта и не имели представления о том, когда новая схема должна заработать, были в большинстве своем успешнее тех, кто начал работу без четкого понимания, когда новая схема должна заработать

В зависимости от сложности изменений, длительность логистического проекта может варьироваться от нескольких недель до полугода. Чем дольше идет проект, тем больше нужно знать о ключевых моментах его выполнения. На данный момент это является стимулом для команды двигаться с правильной скоростью и видеть правильную траекторию

И пригласить их на работу.

Хорошие практики показывают, что в команду проекта лучше брать людей, чья работа затронет изменения – в том числе логистов. В случае если это произойдёт, то они будут воспринимать изменения в штыки, особенно при внедрении проектов по автоматизации. Роль ключевого фактора в сопротивлении переменам играет страх, что технология заменит человека А вот с этим не поспоришь – система работает гораздо эффективнее как инструмент в руке эксперта. Люди, чья работа будет изменена, должны это понимать.

Поднять уровень коммуникации.

Проект обычно разрабатывается для директора по логистики или директора по электронной коммерции. На должность начальника отдела кадров назначен руководитель проекта, отвечающий за распределение бюджета и управление человеческими ресурсами. Ему важно наладить регулярную коммуникацию с проектной командой, заказчиком и исполнителем решений для автоматизации.

Начните с пилота.

В большинстве случаев проекты по изменениям в логистике начинаются с небольшого пилотного участка, чтобы оценить новую схему в действии. Как и прежде, она действует в прежнем режиме Это особенно важно в тех случаях, если заменяемый логистический процесс является критическим для работы компании и ее остановка невозможна.

После того как проект будет внедрен на пилотном участке, необходимо оценить, соответствуют ли изменения метрик ожидаемым значениям? Если нет, то подготовьте список работ и необходимых изменений. Как только проект готов к масштабированию и его можно начать реализовывать, начинается только половина работы.

Присоединиться к коллективу

Следующим этапом работы является постепенный переход с старой схемы на новую.

И в первую очередь это касается сотрудников, чья работа изменится с введением новой схемы: не только самих логистов, но и продавцов-консультантов, курьеров, водителей, работников склада, сотрудников службы поддержки и других людей, чья работа затрагивает логистику.

После введения новых правил в логистическую схему количество точек на маршруте курьера может значительно увеличиться В случае если оставить его финансовую мотивацию неизменной – он может начать саботировать процесс, обвиняя в этом новую схему организации. Для этого необходимо проводить дополнительные мероприятия по стимулированию сотрудников.

Время на балансировку.

Не стоит начинать работу проектной команды сразу после запуска ее в работу. В первые месяцы работы необходимо выполнить fine tuning, который заключается в том, чтобы уточнить сервисные времена, определить границы макросекторов доставки и балансировку приоритетов использования транспортных средств.

Примерный план действий по изменению.

  1. Определение целей изменения логистики.
  2. Выбираем и оцифровываем данные метрики, по которым будет отслеживаться динамика изменения.
  3. Определяем сроки, бюджет, ресурсы, руководителя и команду.
  4. Включим в состав команды изменений человека из числа участников команды изменений, чтобы он был ее сторонником, а не противником.
  5. Внедряем новые изменения на пилотном участке, чтобы выяснить, что требуется доработать и изменить.
  6. Если вы хотите получить хороший результат, то вам необходимо будет сделать шаг 6 – масштабировать проект постепенно, чтобы не допустить риска важных бизнес-процессов
  7. Вводим мотивацию персонала, чья работа затронута изменениями, – все должны быть готовы к работе «с нуля».
  8. Время на внесение доработок после масштаба.
  9. Сравним полученные результаты с первоначальными целями.