Государства – члены Единого экономического пространства должны создать свою
конкурентоспособную транзитную систему, считают в Государственном таможенном
комитете России.

“Настало время для того, чтобы в рамках ЕЭП и ТС создать свою мощную
конкурентоспособную транзитную систему”, – заявил заместитель председателя ГТК
республики Сергей Борисюк на форуме “Актуальные вопросы транзитных процедур на
внешней границе Таможенного союза”.

С.Борисюк отметил, что в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза
действует транзитная процедура, предусматривающая национальные механизмы
обеспечения транзитных перевозок, национальный механизм документационного
обеспечения. Эти нормы в целом близки к процедуре обеспечения транзита в рамках
Конвенции “Международные дорожные перевозки” (МДП, или TIR).

При этом он обратил внимание, что Конвенция МДП в подавляющем большинстве
применяется исключительно для поставок грузов на территории государств
постсоветского пространства. На территории ЕС действует своя транзитная
конвенция и транзитный договор, который ничего общего с Конвенцией МДП не
имеет. “Например, белорусский экспорт по Конвенции МДП вывозится на территорию
стран ЕС только в 2% случаев, во всех остальных случаях используется
национальная процедура, действующая на территории государств – членов ТС,
поэтому можно сказать, что настало время для того, чтобы в рамках ЕЭП и ТС
создать свою мощную конкурентоспособную транзитную систему”, – подчеркнул
Сергей Борисюк.

“Говоря о диверсификации экспортного рынка Беларуси, нельзя забывать о том,
что мы не должны являться заложниками некой одной транзитной системы, которая
занимает монопольное положение на рынке транзитных перевозок”, – добавил
представитель ГТК.

В свою очередь в пресс-службе ГТК отметили, что объем транзита через Беларусь
ежегодно растет. Основная масса транзитных перевозок товаров осуществляется по
процедуре МДП, при этом более 80% таких перевозок осуществляется в таможенные
органы назначения в России.

Там напомнили, что в июле 2013 года Федеральная таможенная служба России
приняла решение об изменении с 14 августа текущего года условий помещения
российскими таможенными органами товаров, перевозимых с применением книжек МДП,
под таможенную процедуру таможенного транзита. Причинами принятия этих мер
стала задолженность российской ассоциации международных автомобильных
автоперевозчиков АСМАП перед федеральным бюджетом и несоответствие положений
гарантийного соглашения между ФТС России и АСМАП законодательству Таможенного
союза.

“В случае, если до 1 декабря текущего года не произойдет каких-либо изменений,
то с указанной даты существует возможность возникновения ситуации, при которой
на территории РФ будет отсутствовать гарантийное объединение, предусмотренное
положениями Конвенции МДП, и, соответственно, книжки МДП не будут приниматься к
оформлению российскими таможенными органами на всей территории России”, –
добавили в пресс-службе.

Учитывая объемы перевозок, осуществляемых транзитом через Беларусь в РФ,
международные перевозчики, экспедиторы, логистические операторы и иные субъекты
хозяйствования, осуществляющие ВЭД, должны владеть ситуацией о порядке и
условиях осуществления перевозок в соответствии с таможенной процедурой
таможенного транзита, подчеркнули в таможенном ведомстве.

Там особо отметили, что перевозчикам должны быть доступны механизмы оформления
перевозок как с использованием книжки МДП, так и с использованием национальных
механизмов. При этом речь идет как о ввозе товаров в Беларусь, так и транзитом
через республику на остальную часть территории Таможенного союза.

trans-port