Безопасность страны во многом определяется состоянием военной организации
государства — силовой компоненты, призванной обеспечить его защиту от внешних
угроз и территориальных притязаний. В свою очередь, современная военная
организация техническом оснащении и кадрах, способных не только работать на
современном оборудовании, но и создавать новые техническиесредства и
программные продукты, научно обосновывать принятие управленческих решений.
Важное значение в условиях современной войны имеет логистическое обеспечение
ведения боевых действий.

На сегодняшний день время на переход государств от политико-дипломатических
мер к применению военной силы максимально сократилось. Решения о создании,
применении и логистическом обеспечении группировок войск (сил) принимаются в
реальном масштабе времени. Военные действия смещаются в информационное и
космическое пространство, пересматриваются военные доктрины ведущих государств,
расширяются возможности для применения вооруженного насилия практически в любых
регионах мира.Логистическое обеспечение современных боевых действий
предполагает не только своевременную доставку (с использованием всех возможных
видов транспорта) материальных средств (боеприпасов, горючего,продовольствия,
вещевого имущества и др.) воинским подразделениям, эвакуацию раненых и больных,
поврежденной и трофейной техники, но и оказание военнослужащим
(спецпотребителям) различных услуг по питанию, банно-прачечному обслуживанию.

Так, например, во время войны в Ливане (имеется в виду израильско-ливанский
конфликт летом 2006 года) израильской армии за 30 дней тыловыми подразделениями
были доставлены более 400 тысяч порций сухих пайков, 900 тысяч ≪хамгашиет≫
(готовых обедов в завернутых в фольгу коробках), 300 ты-сяч бутылок минеральной
воды, 80 тонн колбасы, 60 тысяч упаковок йогуртов, 60 тысяч буханок хлеба, 135
тонн фруктов. Горючего доставлялось по 420 тысяч литров в сутки.Ежедневно для
перевозок только продовольствия осуществлялось более 1000 рейсов грузовиков.
Непосредственно в войсках обслуживанием военнослужащих были заняты передвижные
автоматические прачечные, установленные на грузовиках, мобильные пекарни,
полевые кухни и буфеты, автомобили с устройствами для подзарядки мобильных
телефонов и много другой специальной техники.Для перевозки личного состава были
задействованы 6000 автобусов, для проведения погрузочно-разгрузочных работ были
использованы 1000 автокранов. Материально-техническое обеспечение(далее МТО)
современных боевых действий предполагает активное использование логистической
инфраструктуры. При этом речь идет не только об объектах, принадлежащих
Министерству обороны. В обязанности всех должностных лиц, ответственных за
обеспечение боевых подразделений, входит обязательное использование данных о
театре военных действий (далее ТВД ), о его оборудовании, наличии объектов,
которые можно было бы использовать при организации обеспечения спецпотребителей
(в том числе путем временной передачи объектов гражданского назначения для
использования в военных целях, а также совместного использования логистических
объектов для гражданских и военных нужд).

В последние несколько лет в России отмечается увеличение объемов строительства
объектов логистической инфраструктуры, отвечающей современным требованиям (см.
таблицу). С одной стороны, это объясняетсяобъективными причинами — большая часть
производственных фондов, доставшихся внаследство от Советского Союза, пришла в
непригодное состояние и их эксплуатацияневозможна. С другой стороны, можно гово
рить о наблюдавшемся в 2000–2008 гг. ростесферы товарообращения. Ее развитие
предполагает наличие и соответствующее качественное состояние логистической
инфраструктуры, основные фонды которой обновляются из года в год (см. рис. 1).

Под логистической инфраструктурой следует понимать материально-техническую
систему, предназначенную для удовлетворения потребностей организаций различных
форм собственности, производства и населения и в продукции, работах и услугах.
Она,как правило, включает транспортную сеть,

транспортный парк по видам транспорта и собственникам, логистические центры,
терминалы, склады, объекты водо- и энергоснабжения, предприятия по обслуживанию
населения и пр.

Развитая логистическая инфраструктура — необходимое условие эффективности
капиталовложений в производственную сферу. Игнорирование приоритета развития инф
раструктуры по сравнению с промышленнымсектором экономики может отрицательно ска
заться на последней, несмотря на то что создание инфраструктуры непосредственно
неприносит прибыли в краткосрочной перспективе. В то же время чем выше уровень
развития инфраструктуры, тем выше привлекательность инвестиций в регион и темпы
его роста.

Отдельные элементы логистической инфраструктуры представляют интерес не только
для коммерческого сектора, но и для государственных организаций. В данной работе
речь пойдет о некоторых аспектах деятельности органов военного управления,
задачейкоторых является МТО военных потребителей. МТО организуется для полного
удовлетворения потребностей вооруженных сил в вооружении и военной технике,
ракетах, боеприпасах, горюче-смазочных материалах и других видах материальных
средств, необходимых для повседневной жизни и боевой деятельности войск (сил),
а также осуществления транспортного, технического, метрологического,
ветеринарно-санитарногообеспечения, пожарно-спасательных работ,
эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами, обеспечения
экологической безопасности и проведениямероприятий по увековечению памяти по
гибших при защите Отечества.

Действующая в настоящее время система МТО Вооруженных сил Российской Федерации
(далее ВС РФ) образована указом Президента Российской Федерации от 06.07.2010 в
результате объединения двух самостоятельных видов обеспечения вооруженных сил:
тылового и технического. Она имеет многолетнюю предысторию и является самой масш
табной из обеспечивающих государственныеинституты систем. В настоящее время она
включает большое количество структурныхэлементов: ОАО.≪Оборонсервис≫ — холдинг,
в состав которого входят 10 субхолдингов:≪Авиаремонт≫, ≪Спецремонт≫, ≪Ремвооруже
ние≫, ≪Оборонстрой≫, ≪Агропром≫, ≪Оборонэнерго≫, ≪Военторг≫, ≪Красная звезда≫,
≪Славянка≫ и ≪Оборонторг≫ (ОАО.≪Оборонсервис≫ до конца 2014 года будет
преобразовано вОАО ≪Гарнизон≫, в его составе будет 4 субхолдинга), предприятия
военно-промышленногокомплекса, центры МТО в военных округах;
производственно-логистические комплексы (строительство которых с 2013 года осу
ществляется по пилотным проектам в рамкахгосударственно-частного партнерства);
соединения, части и подразделения МТО.Взаимодействие между элементами системы в
масштабах вооруженных сил организованочерез Штаб МТО ВС РФ, департаменты и глав
ные управления, в округах — через соответствующиеуправления и службы.

Эффективность деятельности системы МТО ВС РФ во многом зависит от возможностей
использования промышленной базыи объектов логистической инфраструктуры
(предприятий экономического комплексастраны). В этой связи особое значение име
ет не только степень экономического развития региона, но и наличие
инструментария,позволяющего должностным лицам органов военного управления
центрального, окружного и войскового уровня произвести соответствующую оценку и
в случае необходимостипринять обоснованные решения по целесообразности (или
возможности) привлечениясубъектов хозяйствования к выполнению задач в рамках
МТО спецпотребителей (рис. 2).

Предприятия экономического комплекса страны привлекаются на основании совмест
ных решений органов военного управления имуниципальных органов власти. Данные ме
роприятия осуществляются в соответствии соскладывающейся обстановкой и
регламентированы требованиями соответствующих руководящих документов. В рамках
нашего исследования, результаты которого изложены в двух статьях (вторая выйдет
в следующем номере журнала)не предполагается рассмотрение существующей
законодательной базы, регулирующейвопрос использования объектов логистической
инфраструктуры в интересах военной организации государства. В первую очередь это
обусловлено тем, что большая часть законови подзаконные актов носит закрытый
характер и доступна ограниченному кругу лиц. Однако нельзя с уверенностью
утверждать, чтодействующие руководящие документы в достаточной степени
регулируют все вопросы,возникающие в процессе взаимодействия органов
исполнительной власти и военнойорганизации государства с хозяйствующими
субъектами. В этой связи предлагается рассмотреть методический аспект данных
отношений: на основе научного подхода ответить на практические вопросы: можно
ли использовать объект (объекты) логистической инфраструктуры отдельно взятого
регионав интересах военной организации?

Если да, то в какой степени их качественное состояние, обеспеченность
оборудованием, размещение, укомплектованность трудовыми ресурсами позволяет
обеспечить выполнение соответствующих задач. Как показал проведенный анализ,
работы большинства исследователей, посвященные вопросам оценки развития
логистической инфраструктуры, в большей степени носят теоретический характер.
Целью оценки, как правило, выступает изучение логистической составляющей в
единой системе оценки региона либо принятие решения об инвестировании в его
развитие на основе выводов об уровне его институционального развития. Так,
например, А.Н. Шендалеви О.А. Шендалева ограничиваются описанием общей
процедуры оценки логистическойинфраструктуры региона, не приводя соот
ветствующего инструментария.С. Карнаухов, рассматривая основные аспекты
совершенствования управлениялогистической инфраструктурой в регионах России, на
основе значительного массива статистической информации сделал вывод о том,что
наиболее важной составляющей с позициилогистики для экономических районов имеет
транспортное хозяйство, а именно железнодорожный транспорт. На основании
результатови выводов проведенного им теоретического исследования было
предложено сформировать на территории Российской Федерации ряд
макрологистических платформ, которыепредставляют собой глобальное региональное
или межрегиональное образование (отдельный экономической район или объединение
нескольких областей двух или более экономических районов), включающее в свой
составряд микрологистических платформ, объединенных материальными,
информационными ифинансовыми потоками.

Вопросам оценки социально-экономического потенциала региона для размещения
объектов логистической инфраструктуры посвященаработа А.Н. Рахмангулова и О.А.
Копыловой. В ней представлены разработанные многофакторные статистические
модели, определяющие степень взаимосвязей факторов социально-экономического
развития регионов и степень их влияния наразмещение элементов логистической инф
раструктуры, а также имитационная модель,позволяющая оценивать динамику этих фак
торов и прогнозировать спрос на объекты логистической инфраструктуры. В свою
очередь,в работе А. Манунина представлен логистический подход к инфраструктуре
как фактору экономического развития региона. Интерес представляют разработанные
автором принципы логистического подхода, оказывающие влияние на дальнейший
экономический рости развитие региона.

Таким образом, на основе анализа работ ученых и специалистов в сфере логистичес
кого менеджмента можно сделать вывод оразносторонних подходах к вопросам оценки
логистической инфраструктуры региона. Хотелось бы также отметить, что
существующиев настоящее время рейтинги экономического

развития субъектов Российской Федерации весьма ограниченно включают оценку эле
ментов логистической инфраструктуры.Для проведения предварительного анализа
можно основываться на Рейтинге социально-экономического положения регионов РФ и
Рейтинге развития регионов. В качествепоказателей, используемых для их расчета,
выступают эффективность экономики, состояние бюджетной и социальной сферы, а
такжестепень развития экономической инфраструктуры. При этом они носят характер
абсолютных значений: стоимость услуг связи, темпы строительства, наличие
объектов социальнойинфраструктуры, протяженность автомобильных дорог и пр.

Разумеется, ни один из существующих подходов не учитывает специфику требова
ний, предъявляемых военной организацией,что не позволяет применять их для
решениязадач объективной оценки состояния объектов логистической
инфраструктуры. При разработке системы показателей целесообразно
ориентироваться на требования, которыеформирует сам потребитель логистической
инфраструктуры, в данном случае — военнаяорганизация государства. Отметим
также, чтодля различных объектов логистической инфраструктуры и система
показателей будет несколько отличаться.

Задача оценки логистической инфраструктуры, определения степени ее возможного
использования в интересах военной организации весьма сложна, ей уделяется
серьезное внимание не только у нас, но и за рубежом. Так, например, в рамках
реформы командования МТО сухопутных войск армии США была создана бригада
обеспечения контрактов. Ее основной задачей является содействие
управлению/отделу тыла штаба сухопутного компонента объединенного оперативного
формирования в разработке плана тыловогообеспечения на ТВД и интеграции в нее
подрядчиков (гражданских организаций, географическое расположение которых
позволяетиспользовать их логистические мощности в интересах спецпотребителей).

Таким образом, логистическая инфраструктура региона, представляющая собой ма
териально-техническую систему, предназначенную для удовлетворения потребностей
населения и производственных предприятий,имеет большое значение и для
обеспечениянациональной безопасности государства. Однако ее практическое
использование не всегдавозможно. Применению объектов логистической
инфраструктуры должна предшествовать

оценка их качественного состояния, проводимая при помощи специальных
методическихподходов, один их них будет изложен в следующем номере журнала.

Лев Ворушилин, Павел Горьков, Артур Курбанов

www.logistika-prim.ru