Рост спроса на логистический сервис продолжится вслед за бурным развитием онлайн-продаж.

Многие отрасли экономики пострадали от пандемии коронавируса, но в то же время связанные со вспышкой ограничения на интернет-торговлю стимулировали и без того бурный рост интернет — продаж. Data Insight оценивает, что до пандемии в России ежегодно совершалось порядка 350 млн доставок товаров e-commerce. В 2020 году количество заказов увеличилось на 79% (в денежном эквиваленте – на 47%). В общей сложности речь идет о 2 млрд рублей. На e-commerce приходится уже 10% розничной торговли.

По этой причине этот рост сильно увеличил нагрузку на логистическую и повысил спрос на эти услуги

Основной канал доставки из интернет-магазинов по-прежнему остается самозабором, а также доставкой в пункты выдачи (57%). В пандемию число точек раздачи резко возросло, один только Wildberries открыл более 10 тыс.

новых. На втором месте – курьерская доставка – 23%, далее «Почта России» (12%), еще примерно 7% приходятся на постаматы.

Какие стратегии используют ретейл

Ретейлеры прибегают к различным стратегиям для того что бы удовлетворить спрос на доставку.

  1. Бесплатная доставка по Москве и Московской области.

Среди основных игроков отрасли как в России (Ozон, Wildberries), так и во всем мире (Amazon, Aliexpress, Aliexpress) идет поиск собственной системы доставки. Несложно догадаться, что это обусловлено тем, что для поддержания тех темпов роста, которые они демонстрируют, на хорошем уровне необходимо соблюдать строгий контроль логистики и иметь собственную инфраструктуру.

Это лицо маркетплейса. И если курьер вежлив и предупредит о возможных проблемах при передаче заказа (не всегда можно дозвониться до курьера, иногда приходится долго ждать передачи заказа), то впечатление от сервиса во многом зависит от работы самого курьера: в какой форме он приезжает, как общается с клиентами, вежливо ли общается и т.д.

В первую очередь, это связано с тем, что они любят быструю доставку. Если же срок доставки не соответствует ожиданиям, их легко можно отправить на другой маркетплейс – туда, где им смогут быстрее получить товар. В настоящее время доставка осуществляется в течение 2,9 дней. Если маркетплейс выдерживает их – то сохранит и нарастит свою долю рынка.

Есть тенденция на еще большее ускорение сроков поставки (день в день). Сейчас покупатели в возрасте от 16 до 24лет не готовы ждать товар дольше одного дня. Уже через год эта часть покупателей будет входить в более платежеспособный возраст, следовательно, требования к срокам и качеству выполнения доставки будут только возрастать. А также это касается не только товаров повседневного спроса (одежды, книг), но и электроники, бытовой техники и т.д.

А в сегменте e-groccery (доставка продуктов питания и товаров повседневного потребления из магазина) революция уже произошла. Минимальный срок доставки в этом сегменте сокращается до одного часа, а иногда достигает 15–20 минут. Среди основных игроков здесь, которые задают правила игры – это Яндекс Лавка и Самокат.

  1. В транспортную компанию.

Как стало известно, крупные ретейлеры уже практически превратились в транспортные компании А у Ozon и Wildberries имеется собственный транспортный парк, склады. При этом они никому ничем не обязаны и поэтому имеют возможность расширяться без каких-либо дополнительных затрат.

Также растет количество новых проектов с участием 3PL-провайдера и транспортной компании. Так же, в 2021 году инвестиционный Фонд «ТилТех Капитал» вложил 300 тыс. долларов в проект B2Btrade – российский маркетплейс оптовых закупок для малого бизнеса, сетевых и несетевых ретрейлеров и ресторанов. А венчурный фонд Sistemsmo SmartTech, принадлежащий компании АФК «Система», будет вкладывать в сервис доставки Checkbox 200 млн рублей.

На сегодняшний день одним из основных конкурентных преимуществ 3PL-компаний является скорость обработки заказов. Как правило, они работают на небольшие и средние компании. Для того чтобы объединить свои бизнес-процессы, клиенты объединяют свои ИТ-системы с 3PLпровайдерами и контролируют все процессы через интеграцию.

Ещё один важный конкурентный козырь 3PL-провайдера – это высокий уровень диджитализации. В первую очередь, это касается глубины интеграции с заказчиком. В то же время, когда продавец приходит на рынок всей России, ему важно охватить и географию. В этом случае чем больше развита сеть доставки у провайдера, тем более привлекательным он для клиента.

Какие проблемы есть на «последней мили»

Какой способ наиболее эффективен для решения проблемы «Последнего километра» при большом количестве мелких заказов?

В этом случае нужно идти по пути автоматизации, роботизированного и цифрового производства всего процесса доставки. Да, это так и есть

Например, чтобы склад работал в автоматическом режиме, необходима максимальная роботизация ручного труда (в том числе и процесса, связанного с персоналом) и процессов, связанных с ним. И, конечно же, должна быть налажена связь с клиентом – получателем посылки. Сейчас это занимает много времени и требует от сотрудников больших усилий. При этом почти каждый посылка по-прежнему сопровождается отправлением СМС, звонками курьера и СМС-сообщением. Для компании это очень дорого, но для клиента это очень долго и утомительно. А ведь современный житель мегаполиса может получить сотню телефонных звонков в день от курьеров разных служб доставки (рестораны, супермаркеты, продуктовые магазины и т.п.).

Есть еще одна проблема – маршрутизация. Здесь важно все: как сделать максимально эффективный маршрут; расположение грузов внутри транспортного средства; как распределить груз и оценить его выполнение; как рассчитать стоимость доставки (тарификация).

На каждом этапе уже не обойтись без искусственного интеллекта и комбинацииторной математики.

Это один из основных показателей качества работы маркетплейса для покупателя – грамотно спланированная логистика: заявляемый срок поставки (он будет различаться в зависимости от качества логистики) и реальный срок поставки (если ждать дольше заявленного, то это негативно влияет на восприятие маркетплейса). Чемпионы рынка имеют хорошую доставку, а начинающие не могут похвастаться этим.

Это один из главных отличий между лидерами рынка от новичков.

Каким образом будут развивать доставку на сегодняшний день

Мы ожидаем роста интернет-торговли в ближайшие годы. Поэтому рост спроса на доставку, несомненно, сохранится. Не исключено развитие нескольких трендов.

  • С этим трендом все ясно, это тренд на ускорение доставки. В выигрыше окажутся те, кто сможет выдержать максимально сжатые сроки. Опираясь на эту перспективу, можно предположить доставку в течение суток.
  • Увеличение доли сегментов egrocery в общем объеме рынка А он будет задавать тон (и скорость) всей остальной части рынка доставки.
  • Изменение структуры затрат по доставке «последней милей». Они будут возлагаться на всех участников цепи поставок. В данной ситуации можно пойти двумя путями: оптимизировать упаковку; одновременно доставлять несколько заказов; перевозить огромное количество товаров, скопившихся к определенному моменту и т.д.
  • Инновации. И в этом им поможет внедрение и повышение компактности доставки, что позволит снизить расходы на перевозку.

Не исключено, что лидеры рынка продолжат строить и дорабатывать логистические системы. Новый и маленький игрок будет обращаться к агрегаторам, которые распределяют заказы между курьерскими компаниями, чтобы найти наиболее выгодный вариант.