Данная публикация начинает цикл статей, написанных на основе материалов
мастер-класса «Мегатренды в логистике» Вольфганга Штольцле, профессора
кафедры«Управление логистикой» Университета Санкт-Галлен Германии. Мастер-класс
прошел 17 апреля 2015 года в Московской школе управления СКОЛКОВО при поддержке
логистической компании NAWINIA.

Логистические рынки

Оборот логистического рынка Швейцарии составляет около 38 млрд. швейцарских
франков. В этой сфере работают 174 тысячи человек. Эти цифры могут показаться
смешными, ведь в России работают значительно больше. Но если сравнить население
Швейцарии, составляющее 8 миллионов человек, с населением России, то можно
понять, насколько большое место занимает логистика в швейцарской экономике.

Исследования логистического рынка

Исследование необходимы для сравнения рынков разных стран, получения отправных
точек для понимания отрасли заказчиками (промышленность и торговля) и
подрядчиками (логистическая отрасль). Важно получить цифры, на основании
которых можно планировать принятие стратегических решений и развитие.

Новые технологии

Развитие технологии трехмерной 3D печати идет весьма динамично, и это несет
большие изменения в логистическую отрасль. Будет ли в будущем все печататься в
3D принтерах? Будет ли продолжать существовать логистика? Никто не знает, в
какой степени технология 3D печати повлияет на логистическую отрасль. Но
физические потоки материалов и товаров будут продолжать существовать, потому
что полностью заменить логистику цифровыми технологиями невозможно. Однако эти
потоки изменятся, и это изменение будет весьма сильно зависеть от того, как
будет развиваться технология 3D печати.

Таможенные границы

В Европейский союз входят 28 стран. В Европе таможенных границ, за исключением
Швейцарии, нет. Таким образом, тема таможни в Центральной Европе отошла на
второй план, кроме тех случаев, когда имеют место экспортные поставки через
таможенные границы Евросоюза.

Таможенные границы влияют на логистические структуры. С одной стороны, это
тариф. С другой стороны — административные расходы, транзакционные издержки,
необходимость в дистрибуционных складских структурах для обеспечения
бесперебойности поставок. Все это означает дополнительные издержки.

Человеческий фактор в логистике

Логистика – это человеческий бизнес (people business). Несмотря на
автоматизацию и широкое применение технологий, логистика без людей не будет
работать. Практически нет других должностей, имеющих такое количество точек
контакта на предприятии и с внешним миром, поэтому коммуникации для логистики
жизненно важны. Поэтому важно обучать менеджеров процессу коммуникации с
другими сферами, разрешению конфликтов. Ведь конфликты в реальной жизни
возникают постоянно. И это абсолютно естественно между подрядчиком
(логистической отраслью) и заказчиком (торговлей и промышленностью).

Инновационное развитие

Нужно обеспечивать инновационное развитие, причем в самых разных аспектах.
Трехмерная печать – всего лишь небольшой пример такого развития. Нужно
выстраивать бизнес-модели работы между поставщиками услуг и промышленностью и
торговлей. Объект работы логистики — огромное количество товаров широкого
потребления. И это требует соответствующего выстраивания цепей логистики. Это
огромные задачи и вызовы, стоящие перед нами.

Важно четкое прогнозирование. Нужны стройные структуры сокращения рабочего
капитала (working capital). Сокращение издержек — актуальная тенденция, с
которой сталкиваются логистические структуры, и над этой задачей нужно работать
самим – нельзя передавать кому-то другому. Следует различать цепи поставок и
цепи закупок. Глубина цепи создания ценности все время уменьшается, что
приводит к появлению совершенно новых задач перед логистикой. Таким образом,
затрагиваются и стратегические решения о закупках.

Есть целый ряд новых тем и технологий: системы телематики, поддержки
транспортной логистики, обеспечения инфраструктуры, концепции поставок
just-in-time, just-in-sequence. Логистика постоянно разрабатывает новые
концепции и системы, развивается дальше, в сторону финансирования, оценки и
контроллинга. Многие предприятия управляются с точки зрения ориентации на
ценности и рентабельность. Вместе с этим логистика не влияет непосредственно на
рентабельность и маржу. Если логистика осуществляется на высоком уровне, то о
ней и не говорят. Но как только, если у вас пустой склад, дефицит товара, если
производственное предприятие не получает сырья, вы почувствуете, что логистика
не работает. Но даже при этом вы не можете оценить, какое влияние оказывает
логистика в цифрах на рентабельность. И руководство логистическим отделом
обычно оценивается именно по этим цифрам, то есть топ-менеджменту нужно
доказывать, какой вклад логистика вносит в рентабельность предприятия. Поэтому
в сфере финансирования необходимо разрабатывать модели оценки эффективности
(или неэффективности) работы логического отдела.

Новое понимание логистики

Логистика сейчас понимается гораздо шире, чем только транспорт и складское
хозяйство. Менеджеры занимаются стратегией цепей поставок: каким образом
обслуживаются рынки и как они (рынки) дифференцируются по продуктам или группам
продуктов. Все это осуществляет логистика для того, чтобы соответствующим
образом поддерживать сбыт.

По сравнению с 70-ми годами в логистике произошло значительное развитие. Тогда
речь шла о новых подходах к перевалке грузов, транспортировке, хранению. Сейчас
мы говорим о менеджменте в области цепи поставок, включающим в себя и
логистику. Поэтому правильнее будет спрашивать не о том, останется ли логистика
в живых после развития 3D печати, а через пять или восемь лет, возможно, нам
придется говорить не о логистике, а исключительно об управлении цепью поставок.
Вот так меняются термины и понятия. Содержание дисциплины логистики становится
гораздо богаче. Поэтому я с большим интересом смотрю на дальнейшее развитие
отрасли. Если посмотреть на США, то примерно лет десять назад был американский
союз логистов — Совет менеджеров в области логистики. Он был переименован, и
теперь называется «Совет профессионалов по управлению цепями поставок». Мы
видим, что в США из названия самого главного отраслевого объединения слово
«логистика» фактически исчезло.

Тенденции в логистике

На всех нас влияют основные тенденции в мире логистики. Правда, не все эти
тенденции своими корнями находятся в логистике, но, так и или иначе, влияют
напрямую на нашу жизнь.

Тенденции часто начинаются в прошлом, без изменений или с некоторыми
изменениями проецируются на будущее. Задайте себе вопрос — а это правильный
подход? Стоит ли продолжать так делать или наоборот, нужно больше думать о том,
как этот тренд будет меняться.

Итак, начнем с основных тенденций. Их важно рассмотреть в начале потому, что
на их основе можно делать отдельные выводы о развитии логистики в мире.

Тенденции, основные мегатренды, которые чаще всего обсуждаются в
исследованиях, следующие:

Тенденция

С чем связана

Сфера

Глобализация

Конкуренция за рынки

Рынок

Устойчивость

Устойчивое развитие, окружающая среда и ресурсы

Социально-экологическая среда

Стратегические альянсы в цепях поставки

Аутсорсинг и

сотрудничество

Фирмы

Индивидуализм

Индивидуализация услуг, удовлетворение нужд

Потребитель

Демография

Квалифицированный

персонал

Персонал

Оцифровка (дигитализация)

Industry 4.0, Big data, …

ИТ

Конечно, есть и другие важные тенденции для логистики. Но в тех 60
исследованиях, которых мы обработали, они упоминались не так часто. Итак,
рассмотрим по порядку.

Глобализация

Глобализация связана с тем, как мир развивался за последние 10-15 лет.
Таможенные границы Центральной Европе во многом уже исчезли. Это повлияло, как
положительно, так и отрицательно, на работу целого ряда предприятий в
Центральной Европе. Сейчас там очень высокая проницаемость национальных границ.
Границы внутри Европейского Союза стали абсолютно прозрачными, что невероятно
облегчает движение товаров и услуг между государствами. Это улучшает
благосостояние государств, положительно влияет на экономику. Это можно видеть
как в текстильной промышленности, так и в области электроники. Более 90%
продуктов, которые можно приобрести в Европе, поставляются с Дальнего Востока.
В Центральной Европе практически ничего уже не производится. Все извлекают
выгоды от низкой себестоимости производства в странах Дальнего Востока, а также
в других регионах.

Сейчас все стараются работать эффективнее, в том числе и в логистике.
Рассмотрим пример судов-контейнеровозов. Еще 10-12 назад лет более 6-8 тысяч
стандартных 20-футовых контейнеров считалось самым большим, что может привезти
крупнейшее судно. Всего несколько месяцев назад со стапелей было спущено судно
CSCL Globe.

Судно вмещает 19 тысяч стандартных контейнеров. В Гамбургском порту его уже
нельзя разгрузить. Туда он просто не пройдет по осадке. Нужны новые порты. В
Роттердаме, например, судно приходится разгружать на рейде, потому что в порт
оно войти уже не может.

Это приводит к тому, что расходы на транспортировку, например, одной футболки
или МР3 плеера, невероятно снизились. Вот преимущества глобализации. Перед вами
открываются новые рынки, марки и бренды, все они работают глобально. Это
означает, что мы сейчас живем в глобальном мире. Это касается и сбыта, и
закупок. С другой стороны, нужно сокращать расходы там, где все еще есть
таможенные границы.

Конкуренция на рынке выглядит совершенно по-другому. Есть отрасли, где
совершенно нет конкурентоспособных национальных производителей, в первую
очередь в логистике. Это особенно видно в области перевозок сборных грузов.
Сейчас логистические компании конкурируют с фирмами из Литвы, Украины, Испании,
Греции. Это конкуренты, названия которых раньше никогда не слышали. Это другая
сторона медали. Наряду с тем, что глобализация дает много возможностей для
логистики, все время растут расстояния и интенсивность перевозок. И тот, кто
сумеет этим воспользоваться, сможет увеличить долю на рынке и развивать свой
бизнес.

www.supplychainrussia.ru