Консалтинг в логистике: за и против

Рассмотрим логистический консалтинг через призму того, с чем сталкиваются
компании на современном этапе, и, прежде всего, исходя из того, что:

* рынок труда испытывает огромный недостаток в квалифицированных специалистах
в области логистики, вызванный, прежде всего тем, что вид деятельности новый и
в подавляющем большинстве уровень подготовки специалистов не соответствует
современным требованиям бизнеса;
* логистические технологии развиваются настолько стремительно, а окружающая
среда бизнеса постоянно изменяется так быстро, что многие не поспевают идти в
ногу с изменениями, эти изменения порождают проблемы в обслуживании клиентов, а
основная масса людей боится изменений и не готова решать новые проблемы;
* логистика, как важнейший инструмент конкурентного преимущества, носит
сугубо индивидуальный характер для каждого предприятия, поэтому у логистических
менеджеров часто не хватает опыта, им просто нужен свежий взгляд со стороны;
* во многих компаниях менеджмент не в полной мере понимает роль и место
логистики в деятельности предприятия, а если и понимает, то не всегда имеет
желание перейти к логистическим подходам в деятельности предприятия, т.к. это
подразумевает большие изменения и сложные проектные работы.

Прежде, чем перейти непосредственно к логистическому консалтингу, хочу
остановиться на следующем. Успех логистической деятельности будет обеспечен
лишь тогда, когда менеджмент компании будет четко видеть логистику в
стратегическом ее назначении. Проще говоря, логистика легко интегрируется в
деятельность предприятия в том случае, когда ее усилия направлены на
удовлетворение потребностей клиентов, т.е. на поддержку самой сути бизнеса,
достижение конкурентных преимуществ, как в краткосрочном, так и в долгосрочном
периоде. Если еще проще выразиться – когда за счет внедрения логистических
технологий, компания укрепляет свои позиции на рынке, при этом, прибыльность
бизнеса заметно возрастает. Мой подход в логистической деятельности
заключается, прежде всего, не в снижении затратной части любой ценой, а в
повышении рентабельности предприятия, как единого организма. В одной из
компаний, которая занималась производством и дистрибьюцией колбасных изделий,
сыров и масла, именно такой подход в конце 2008г. – начале 2009г. позволил не
только сократить логистические издержки, но и за счет построения эффективной
системы удовлетворения потребностей клиентов, существенно увеличить объемы
продаж и усилить свои позиции на рынке. Не снижая уровень оплаты труда, в
логистической службе удалось подобрать и подготовить высококвалифицированный
персонал, который отличался высокой эффективностью и продуктивностью. Высокий
профессионализм персонала позволил одновременно снизить логистические издержки
за счет ликвидации лишних операций, вызванных, прежде всего, ошибками, улучшить
качество обслуживания клиентов, что позволило практически ликвидировать понятие
«упущенные возможности» из-за неполного и несвоевременного выполнения заказов,
существенно повысить лояльность клиентов. Что же касается объемного
логистического проекта в данной компании, то персонал практически через полгода
смог самостоятельно разрешить до 40% задач, поставленных в начале проекта.
Главный успех в работе с персоналом был обеспечен тем, что практически удалость
ликвидировать противоречие интересов, когда у работника появляются новые
возможности, то необходимость в обучении становится потребностью. Теперь о
логистическом консалтинге.

Термин «консалтинг» наиболее часто трактуется как процесс, в ходе которого
отдельный консультант или фирма помогает клиенту достичь определенного
(желаемого) результата. Консультант — это специалист, имеющий глубокие познания
в какой-то определенной области, способный помочь клиенту достичь желаемых
результатов. Клиентом для консультанта может быть юридическое или физическое
лицо, нуждающееся в консультациях для достижения какого-либо результата. Что
касается логистического консалтинга, то он, как правило, в обобщенном виде
может решать следующие задачи:

1. Для предприятия:

— идентификация проблем в логистической деятельности;

— разработка и внедрение необходимых изменений;

— обучение логистического персонала компании.

2. Для специалистов, в основном, – достижение результатов в профессиональном
росте.

Консалтинг разнообразен. В этой статье остановлюсь лишь на двух направлениях
как практикующий именно по этим направлениям: процессный консалтинг и повышение
квалификации логистических менеджеров и специалистов (проведение обучающих
семинаров).

1. Процессный консалтинг

Процессный консалтинг – заключается в том, что на предприятии для реализации
логистических проектов создается проектная команда с привлечением консультанта.
Алгоритм работы подробно представлен в материалах сайта

В чем преимущества процессного консалтинга:

* вся деятельность сопряжена с бизнес-процессами и учитываются индивидуальные
особенности предприятия;
* шансы достичь конечных результатов могут быть выше, чем в экспертном
консалтинге, т.к. решения принимаются совместно, соответственно ответственность
за реализацию решений лежит на проектной команде, т.е. существенно снижается
сопротивляемость персонала на этапе реализации решений;
* совместный внутренний логистический аудит бизнес-процессов позволяет более
точно определить проблемы, т.к. специалисты, ежедневно выполняющие определенные
операции, опишут существующие процессы «как есть» довольно точно, чем
качественнее будут приняты решения по изменениям, тем эффективней и
продуктивней будет процесс реализации проектных решений;
* выполнение плана проекта контролируется в текущем режиме по установленным
индикаторам;
* в положительном результате проекта заинтересован, как клиент, так и
консультант, а при верной мотивации и участники проектной группы от
предприятия, т.е. легче найти компромисс среди заинтересованных лиц в проекте;
* на выходе проекта клиент получает:
— персонал способный самостоятельно идентифицировать проблемы и принимать
правильные решения;

— существенный рост прибыльности предприятия;

* закладываются мощные основы для командной работы не только среди участников
проекта, но и с менеджерами смежных служб, важность чего обуславливается тем,
что «всезнаек – умельцев» в природе просто не существует, в том числе и среди
консультантов;
* снижаются до минимума риски, т.к. в случае непредвиденных проблем проект
можно приостановить на любом этапе;
* клиент самостоятельно может расставлять и менять приоритеты в ходе проекта;
* этапы проектных работ всегда носят завершенный характер;
* на протяжении проекта можно легко реагировать на меняющуюся окружающую
среду бизнеса, конкурентов, появление новых технологий – т.е. то, что было в
проекте актуально вчера, сегодня может быть исключено за ненадобностью;
* легко исправляются ошибки, допущенные раньше, из-за неточности исходной
информации;
* все материалы проекта оформляются документально, т.о. предприятие
накапливает определенную сумму знаний не зависимо от работающих специалистов и
т.д.

Выгодным для клиента, во-первых, может стать то, что он может заключить с
консультантом длительное соглашение и привлекать его по мере необходимости, что
зачастую на много дешевле, эффективней и продуктивней, чем оплачивать работу
дорогостоящих менеджеров, интересы которых по многим позициям могут не
совпадать с интересами предпринимателя. Консультант, прежде всего,
заинтересован в долгосрочном сотрудничестве и, что-либо скрывать от клиента не
в интересах самого консультанта. Во-вторых, текучесть кадров в логистическом
менеджменте приводит предприятие к длительному хаосу в логистической
деятельности и большим потерям, вызванным постоянным поиском логистических
менеджеров. О причине мы уже говорили – явный недостаток
высококвалифицированных логистических менеджеров на рынке труда. Кадровые
агентства ключевых логистических топов в Украине знают в лицо. Ну, а отсутствие
адекватного логистического менеджмента для предприятия выливается в кругленькую
сумму по понятным причинам, к тому же легкий «бардачок» в логистике дает
менеджерам низшего звена неплохо «попастись» в широких ресурсных полях
предприятия, то ли это склад, то ли транспорт, то ли закупка и т.д. Крайних
«вычислять» накладно, да и некому. Отсюда и расширение интересов заработать не
за счет оптимизации процессов и высокой производительности, а за счет
«бамбукокурения» и рыбалки в мутной воде. Первое, что я увидел на рабочем столе
в одной из компаний, пригласившей меня на должность директора по логистике,
кипу актов охраны, служебок и жалоб клиентов — около 60. На следующий день еще
12 и т.д. Если на разбирательство потратить час-два можно представить, сколько
рабочего времени персонала теряется на «разборки». Понадобилось более двух
месяцев, чтобы закрыть системные ошибки, порождающие данное бумаготворчество.
Самое интересное, что 90% позитивных решений было принято самими менеджерами
подразделений. Вот вам и система контроллинга, не позволяющая «пропетлять» кому
бы то ни было. Если вы ознакомились с сайтом по процессному консалтингу, то можно
заключить, что основная проблематика заключается в логистических технологиях, а
главная проблема в недостатке квалифицированных менеджеров среднего звена.
Более того самое печальное состоит в том, что налицо пропасть между уровнем
квалификации директора по логистике и уровнем квалификации менеджеров среднего
звена. Более того менеджеры среднего и низшего звена, чаще всего, остаются по
другую сторону баррикад, и как основная причина – нарушение привычного ритма
работы, страх перед новым, отсутствие уверенности справиться с поставленными
задачами.

Вывод: в процессном консалтинге, в отличие от экспертного консультант не
только предлагает решения по бизнес-процессам, но в большей степени
сопровождает проект, в том числе обучает не только проектную команду, но и
ключевой персонал, от которого во многом могут зависеть результаты проекта.
Важно не учить, как жить, а показать, как это делают другие, как можно сделать
лучше, чем у других, а выбор должен быть за клиентом. Все-таки он владелец
бизнеса и это о многом говорит.

2. Обучение (повышение квалификации) логистических менеджеров и специалистов
среднего звена.

Если говорить об обучении менеджеров и специалистов среднего звена, то на
настоящий момент можно говорить об обучающих семинарах и курсах повышения
квалификации. Необходимость обучения данной категории обуславливается не только
бурным развитием логистики в Украине, но и тем, что многие состоявшиеся
директора по логистике нередко меняют свою профессиональную направленность,
прежде всего потому, что многие из них становятся директорами предприятий,
коммерческими или исполнительными директорами, консультантами и т.п. Не секрет,
что здесь основной фактор «цена вопроса», т.е. уровень ЗП директора по сбыту и
уровень ЗП директора по логистике существенно отличается. Кадровый резерв
логистических менеджеров имеет «короткую скамейку». В последующих статьях
поговорим о системах мотивации логистических менеджеров, а сейчас, все-таки об
обучении логистических менеджеров и специалистов среднего звена.

Подавляющее большинство компаний не имеют стройной системы обучения
логистических менеджеров. Наиболее отработана система обучения только торговых
команд. В предыдущей статье отмечалось, как грузчики на складе могут сводить на
нет усилия сбыта и маркетинга. Поэтому компаниям целесообразно организовать
корпоративное обучение логистического персонала. Рассмотрим плюсы и минусы
некоторых обучающих процессов, которые могут применяться на предприятиях:

* обучение силами собственных менеджеров и тренеров;
* привлечение к обучению тренеров для корпоративных семинаров;
* оплату индивидуального обучения ведущим специалистам.э

Заинтересовать данную категорию самообразованием практически невозможно. Те,
кто занимается самообразованием, не нуждаются в сторонней помощи «сесть за
парту». Они это делают осознанно и в любом возрасте. Да и такие люди, как
правило, не засиживаются на промежуточных ступеньках менеджмента и не боятся
никаких аттестаций. Речь пойдет о тех менеджерах, которые как прилежные
специалисты были выдвинуты на руководящие должности, других-то нет по разным
причинам.

Организация обучения собственными ресурсами требует:

* наличие времени у тех руководителей, которые имеют достаточные знания в
области логистики;
* самого наличия руководителей, компетентных в логистических технологиях;
* наличие штатного тренера (тренеров) способного охватить весь персонал
службы логистики, включая многочисленные филиалы;
* наличие в департаменте по персоналу штатной единицы, которая бы полностью
координировала всю систему обучения персонала в департаменте логистики и
другое, в зависимости от особенностей логистической службы.

Какие недостатки могут проявиться во внутрикорпоративной системе обучения
логистического персонала? Например:

— ограниченность базы знаний;

— ошибочное внутреннее понимание логистики (нет свежего взгляда со стороны);

— не полное понимание «чему» и «как» учить (обычно сводится к разрешению
каких-то негативных ситуаций имеющих место на предприятии, в лучшем случае
разматывание клубочка);

— в большинстве случаев обучение перерастает в разбор «полетов», говорят, что
должно быть, но не учат: почему, как, когда и кто будет делать;

— отрыв обучения от практической деятельности с редкими попытками
визуализировать проблему, без реальных предложений и т.д.

Привлечение тренеров со стороны может:

— Ограничиться стандартами вузовских подходов;

— Не учитывать индивидуальных особенностей логистической системы предприятия.

Эти недостатки легко устранимы путем элементарных коммуникаций менеджмента
предприятия с тренером. Наиболее надежный вариант заключить долгосрочный
договор с тренером, составить программу на год и поддерживать постоянные
коммуникации с целью своевременной корректировки учебной программы. Результаты
такого обучения весьма впечатляющи. Стоимость корпоративных семинаров, как
правило, имеет постоянный тариф, который обычно не зависит от количества
слушателей. Тренер прибывает на предприятие в согласованное время. Семинары
могут быть как однодневными, так и многодневными. Если тренер (консультант)
проживает в том же городе, где находится предприятие, то могут быть
организованы вечерние курсы. При проведении семинара в любом другом городе,
могут быть доплаты за транспортные расходы и проживание одного человека –
тренера. По параметру цена – качество данный вариант наиболее приемлем для
компаний. Как правило, компании заключают долгосрочные договора с
консультантами в области логистики, они же и проводят обучающие семинары, при
этом существуют скидки на обучение в ходе консультационной деятельности до 40%.

Оплата предприятием индивидуального обучения специалистов на открытых семинарах:

Такое практикуется в компаниях — лидерах на рынке, которые обучают персонал
«на опережение». Вложенные предприятием деньги в дорогостоящий открытый семинар
окупаются путем дальнейшего распространения полученных знаний внутри компании.

Зачастую, компании направляя своих менеджеров на открытые семинары,
преследуют попутные цели: оценивают уровень подтягивающихся конкурентов и
проводят селекционную работу. Аналогично могут действовать и компании,
преследующие лидеров. Слушатели, приезжающие на обучение за свой счет, попутно
с получением знаний, имеют возможность «показать себя» и получить заманчивое
предложение. На этом закончим обобщенные рассуждения об основных плюсах и
минусах процессного и обучающего логистического консалтинга.

В качестве заключения хотелось бы остановиться на самом алгоритме обучения.
Из собственных наблюдений: менеджмент многих предприятий допускает существенную
ошибку в том, что организуя корпоративное обучение с приглашением тренеров
(консультантов) не правильно планирует систему обучения. Они привязываются к
семинарам, вынесенным на рынок. Во всех компаниях, будучи директором по
логистике, мне приходилось организовывать обучение персонала. Формы и методы
обучения зависели от индивидуальных особенностей предприятия и уровня
компетенции персонала, но последовательность обучения никогда не нарушалась:

* Основы логистики.
* Основы логистического менеджмента.
* Администрирование логистических систем.
* Складирование и грузопереработка в логистических системах.
* Логистика в дистрибьюции (здесь же транспортное обеспечение ЛС).
* Управление затратами и эффективностью ЛС.
* Управление изменениями в логистических системах.
* Система документооборота, мотивации и обучения в службе логистики.

В каждой компании текстовка была разной, но последовательность неизменной.
Почему? Мало было проку от изучения систем складирования, комплектации заказов,
построения маршрутов доставки и т.д., если люди толком не понимали сути
логистики как таковой, не понимая основного: «для чего» это нужно предприятию в
конечном итоге. Если персонал службы не понимает смысла вашего управления
логистической системой, не понимает систему в целом и своего места в ней, то
результаты от такого обучения будут не высоки. Персонал теряется, для него не
так все просто, как для директора по логистике. Например, вы закончили
продолжительный и трудный путь по формированию на предприятии документооборота
по бизнес-процессам, а через месяц менеджер по доставке у вас спрашивает, что
такое бизнес-процесс, то можете быть уверенным в том, что этот документооборот
не работает и остался, красиво оформленным на бумаге. Ни о какой интегрирующей
и координирующей роли логистики на предприятии не может быть и речи, если сама
служба логистики имеет такие разрозненные понятия как закупочная логистика,
производственная логистика, распределительная логистика, складская логистика,
транспортная логистика, которые оцениваются по своим узким функциональным
показателям. Важно, чтобы решение о построении службы логистики, точно давало
ответы на вопросы: «для чего мы это делаем», «что делаем», «как», «когда» и
«кто», тогда логистика имеет шанс быть эффективной и продуктивной. Нужен ли для
этого процессный консалтинг, консультант, бизнес-тренер? Если менеджмент
способен своевременно реагировать на изменения, идентифицировать проблемы,
самостоятельно принять качественные решения, реализовать их точно и вовремя, то
не нужен. Если предприятие малоэффективно и малопродуктивно продолжительный
период и у вас укрепляется убеждение, что с вашим менеджментом вы будете иметь
то, что имеете, тогда консалтинг нужен и незамедлительно. Вопрос в одном, в
каком объеме?

Похожие записи