На прошлой неделе Китай заключил соглашение на сумму $368,5 млн о покупке
67%-й доли в греческом порту Пиренея. Планируется, что еще $350 млн будут
инвестированы в крупнейший морской хаб на Средиземном море в рамках реализации
проекта Морского Шелкового пути XXI века, который пройдет от Восточной Азии до
Африки, от Ближнего Востока и до Европы.

Этот морской путь будет объединен с наземными торговыми путями в рамках
проекта по созданию экономического пояса Великого Шелкового пути, который
пройдет от Китая до Центральной Азии и далее в Европу, соединив крупнейшие
центры финансов и коммерции.

На североафриканских берегах Средиземного моря Китая строит инфраструктурные
объекты в богатом энергоресурсами Алжире и на территории стратегически важного
Египта, который может стать одним из ключевых логистических, торговых и
промышленных центров в рамках этого проекта.

Новые морские пути

17 января 2016 г. Китай и Алжир подписали соглашение на сумму $3,3 млрд по
строительству и управлению (компанией Shanghai Port Group) крупнейшего в Алжире
морского порта Черчелл.

Два дня спустя Китай подписал 12 контрактов с египетскими компаниями в самых
различных сферах — от сельского хозяйства, медицинского оборудования до
металлической, химической т текстильной промышленности.

Китай также готов принимать участие в разработке Нового Суэцкого канала
(Суэцкая зона экономического и торгового сотрудничества), а также в
строительстве новой административной столицы Египта.

А на берегах Красного моря китайская Sinopec построила нефтеперерабатывающий
завод Ясреф, стоимость строительства составила $10 млрд.

Этот огромный НПЗ, в котором Sinopec принадлежит 37,5%, была дистанционно
введена в эксплуатацию на прошлой неделе саудовским королем Салманом и
китайским лидером Си Цзиньпином, которые стремятся к обновлению отношений между
двумя странами и их выходу на уровень «взаимовыгодного стратегического
партнерства».

Еще один важный путь — это Аравийское море. . Китай получил 2 тыс. акров земли
для развития пакистанского порта Гвадар, стоимость проекта составила $1,6 млрд.

Этот проект является начальной точкой Китайско-Пакистанского экономического
коридора (стоимостью $46 млрд), который соединяет Гвадар с китайским городом
Кашгар в провинции Синьцзян сетью высокоскоростных поездов, шоссе и
нефтепроводов.

Индия также является важной частью этого морского торгового пути.
Инфраструктурные и промышленные инвестиции Китая в Индию, вероятно, получат
мощный импульс, когда Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк
развития начнут работу в течение этого года.

Тем временем, крупнейший в Китае девелопер недвижимости решил инвестировать
$10 млрд в промышленную зону в штате Харияна на севере Индии. Богатый ресурсами
Казахстан, имеющий протяженную границу с Китаем, также получит свой кусочек
китайских инвестиций.

Для начала Казахстан хочет заявить о себе как о крупном региональном хабе,
предоставляющем транспортные альтернативы для перевозки грузов из Восточной
Азии в Европу.

Однако планы Астаны гораздо более амбициозны.

В декабре прошлого года Китай и Казахстан подписали соглашение на сумму $4
млрд, покрывающее сотрудничество стран в энергетике, нефтехимии, добыче урана и
сфере телекоммуникаций.

Этому предшествовали соглашения на сумму $23,6 млрд в сфере сталелитейной
промышленности, НПЗ, гидроэлектрогенерации и автомобильной промышленности,
которые были подписаны в марте.

Иран, третий поставщик нефти в Китай, также вошел в проекты в рамках Шелкового
пути. Во время двухдневного визита Си Цзиньпина в Тегеран было подписано 17
соглашений на общую сумму в $8,1 млрд.

основной акцент был сделан на строительстве объектов атомной энергетики,
однако контракты также покрывают сотрудничество в нефтегазовой сфере, а также
инфраструктурные инвестиции в морские порты, дороги и железные дороги.

Экспортно-импортный банк Китая также стал активным участником возрождения
старых торговых путей.

По некоторым оценкам, банк финансировал строительство более 1 тыс.
инфраструктурных и промышленных проектов в 49 странах в 2015 г. общей
стоимостью около $80 млрд.

Это лишь некоторые из недавних проектов Китая в рамках Нового Шелкового пути.

И это лишь начало инфраструктурных и производственных инициатив, которые будет
продвигать Китай в будущем.

Только за прошлый год китайские компании совершили иностранные приобретения на
сумму, превышающую $100 млрд.

Этот год только начался, однако уже на сегодняшний день китайские компании
потратили более $9 млрд на приобретение зарубежных компаний в сфере
развлечений, бытовой техники и химической промышленности.

Все это происходит в рамках краткосрочных и среднесрочных планов Китая в
рамках развития проекта Нового Шелкового пути.

О чем думают инвесторы?

В мире множество скептиков по отношению к Китаю. В этом нет ничего нового, эта
тенденция сохраняется уже много лет.

Но, как и прежде, рынки продолжают реагировать на монетарную политику Китая и
на данные об экономическом росте, структурных реформах и о росте спроса и
производства в стране.

Экономические показатели Китая и его уникальные методы ведения
финансово-экономической политики говорят о том, что власти страны прекрасно
ориентируются в «глубоких водах» экономических реформ, с тех пор как они начали
проводиться в стране в 1970-е гг.

Многие инвесторы игнорируют скептицизм в отношении Китая, однако, по мнению
аналитиков, им стоит опасаться высокой волатильности стоимости активов,
номинированных в юанях.