Как автоматизация снижает стоимость курьерской доставки

По мнению разработчиков, маршрут курьеров на последней миле должен быть построен по алгоритму, основанному на ключевых данных, а не на предположениях

Почему скорость курьерской доставки стала одним из ключевых факторов для покупателей?

Вам нужно будет разработать удобный и красивый веб-сайт для продажи товаров или услуг, а также обеспечить наличие товара на вашем складе. Но если покупатель не будет удовлетворён качеством обслуживания, доставкой или другими проблемами, то он может отказаться от покупки вообще. Наиболее остро эту проблему испытывают интернет-магазины, где доставка может производиться силами продавца или его партнеров, а за ее качество отвечают в конечном итоге все-таки маркетплейс, причем как перед покупателем, так и перед партнерами.

Время и деньги

Для чего нужна курьерская служба доставки. Покупатель взаимодействует с интернет-магазином всего два раза: первый раз — когда он делает заказ на сайте, второй —когда курьер передаёт ему заказ. По статистическим данным, 69 процентов российских покупателей выделяют три основных фактора успешной онлайн-покупки:

  • привлекательные цены;
  • широкий ассортимент товаров;
  • своевременную курьерскую доставку.

А вот по мнению 75 процентов, главное в доставке это как можно скорее получить свой товар. Интересный факт, что для покупателей в Беларуси быстрая доставка имеет большее значение, чем удобный возврат купленного ранее товара.

Белорусские потребители готовы заплатить за экспресс-доставку или доставку в течение выбранного ими временного интервала от одного до двух часов. Именно поэтому, в первую очередь, на первое место выходит скорость доставки, а также удобство получения, например, бесконтактная доставка. В случае если у вас товар дороже, чем у конкурента, но он обещает доставить сегодня, а вы только через неделю, то высока вероятность, что клиент купит у вашего конкурента. На первый план выходит экономия времени.

Увы, проблема быстрой доставки не решается само по себе. Поэтому приходится прибегать к услугам курьеров. И это не так просто сделать, как кажется на первый взгляд. На строительство маршрутов для курьеров влияют сотни различных факторов. Кроме того, в их числе временные интервалы прибытия, сервисное обслуживание на точке, тип автомобиля, границы зоны доставки, пробки, погода и прочее.

Например, ваша компания всегда использовала зональное планирование маршрутов, когда точки в одном районе соединяются в маршрут. После того как она перешла к динамической планировке без жестких границ зон, количество курьерских служб сократилось на 10-20 процентов, но при этом число заказов на одном маршруте возросло с на 10 процентов. Сколько это в рублях, можете посчитать сами!

Живи или оптимизируй

Математическую задачу, поставленную перед организацией курьерской доставки последней мили, должен решать алгоритм, основанный на ключевых параметрах и данных, а не на предположениях.

Для того чтобы спланировать маршрут, необходимо учесть множество факторов, среди которых:

  • Временные окна;
  • Вес и размеры грузов;
  • Оборудование и вместимость машин;
  • Совместимость товара между собой;
  • Ограничения по движению грузового транспорта и среднюю скорость в разных дорожных сегментах города.

Логист каждой курьерской службы устанавливает свои параметры маршрутизации, которые зависят от его бизнес-задач и процессов. На это стоит обратить внимание.

Снизить стоимость логистики, уменьшив количество машин; на большем количестве машин, предложить клиентам наиболее удобный временной интервал доставки.

Для того, чтобы сделать это, системы маршрутизации используют тысячи вариантов объединения точек в маршруты и моделируют конечный результат. Это уже после того, как внедряют систему планирования, можно понять, как будет меняться пробег, расход топлива и т д.

В этом случае придется постоянно менять тактику, что может привести к потере времени. Изменится рынок – количество заказов может резко возрасти или сократится, а трафик на дорогах изменится. Во время пандемии многие уехали из больших городов, но не прекратили заказывать товары, и для многих продавцов география их доставки существенно расширилась в сторону областей и пригородов.

Как работает собственная курьерская платформа

Многие интернет-магазины, маркетплейсы, рестораны и т.д. развивают свои собственные службу курьерской доставки. Однако от услуг транспортных подрядчиков отказываться не получается из-за больших объемов заказов, два варианта работют параллельно.

А технологии, используемые компаниями, такие как сервисы автоматического построения маршрутов, которые позволяют рассчитать стоимость доставки, сократили расходы на 25% и точность времени прибытия курьера достигли 95-98%.

Автоматическое планирование маршрутов и продуманная подготовка новых курьеров значительно упростили масштабирование платформы в других городах.

Что ждет рынок курьерской доставки

Современный мир непредсказуем – может случиться новая пандемия, появится какие-то ограничения. И возможно, что вместо сегодняшних 500 курьеров завтра вам потребуются 1000 или может 100 курьеров, а бизнесу, чтобы выжить, нужно будет думать не о коротких интервалах доставки, а об оптимальном количестве доставленных товаров. По возможности проверяйте свою стратегию и ищите лучшие варианты оптимизации с помощью современных алгоритмов и программного обеспечения.