Как улучшить логистику государства?

О необходимости реформирования экономики в последнее время не говорил только
ленивый. Небезызвестный Джон Кейнс в связи с этим рассуждал так: трудность не в
том, чтобы найти новые идеи, а в том, чтобы освободиться от старых. В этом
экономист прав был на все сто. Уж слишком живучи инерционные подходы в
действиях многих управленцев. Зачем напрягаться, что–то менять, придумывать,
проявлять инициативу, если сложилась годами отработанная схема: Правительство и
министерства доводят до предприятий и организаций директивные показатели, а те
всеми правдами и неправдами пытаются их выполнить. В случае чего государство
подставит плечо, поможет сбыть товар, подкинет денег из бюджета, спишет старые
долги. А потом составит новый план. И снова все по кругу…

Однако усиливающаяся конкуренция на мировом рынке, внутренние и внешние
факторы диктуют новые требования к экономической политике. Сама жизнь
заставляет учиться работать по–новому. Хороший задел тому создают два
любопытных законопроекта, которые обсуждались в Совете Республики Национального
собрания.

Там под руководством председателя верхней палаты Михаила Мясниковича
состоялось заседание научно–консультативного совета по вопросам
социально–экономического развития страны. Депутаты и сенаторы вместе с членами
Правительства, учеными и руководителями предприятий говорили о преимуществах
индикативного планирования, а также о том, каким быть государственно–частному
партнерству. Оба законопроекта так или иначе связаны с выработкой прогнозных
параметров развития страны на ближайшую пятилетку. А потому и внимание к ним
особое. Уже со следующего года страна может перейти на индикативную систему
планирования.

В отличие от директивной она предоставляет руководителям на местах больше
инициативы, свободы и самостоятельности. А во главу угла ставятся не валовые
показатели, а прибыль и рентабельность, что поможет предприятиям, отраслям и
регионам активнее использовать свои конкурентные преимущества. Вполне здравая и
логичная новация. К чему, например, терзать сельхозорганизации Браславского
района, каждый год ставить перед ними новые цели и требовать взятия новых
высот. С тамошним климатом валовых рекордов им все равно не добиться. А вот
если сосредоточиться на туристической отрасли, толку может быть куда больше.
Важно научить местные органы власти видеть преимущества и перспективы своих
территорий, позволить им самостоятельно определять стратегию развития и точки
роста.

Для каждого руководителя должен быть единый критерий результативности: прибыль
и деньги на счету. Тогда будут возникать новые идеи, появятся перспективные
проекты. А главное, управленцы научатся быть более гибкими, вовремя и адекватно
реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, адаптироваться к
новым обстоятельствам. Именно по таким принципам работает частный бизнес. Его
опыт для государства совсем не лишний. Более того, ресурсы, управленческие
навыки и технологии частного сектора вполне применимы в реализации общественно
значимых проектов. Законопроект о государственно–частном партнерстве (ГЧП) как
раз и определяет условия такого сотрудничества между государством и бизнесом.
Тема очень перспективная. Институт ГЧП сегодня используется в 150 странах мира
при строительстве школ, больниц, дорог, объектов ЖКХ и энергетики. Привлекая
частный капитал, государство развивает необходимую инфраструктуру при
минимальной нагрузке на бюджет.

В Великобритании, например, на основе партнерства власти и деловых кругов
построены десятки школ, в Испании — сотни километров дорог. Во Франции
заслуживает внимания проект клинического центра «Сюд Франсильен», площадь
которого сопоставима с 15 футбольными полями. А в Таджикистане государство и
бизнес умудрились сообща построить электростанцию для бесперебойного снабжения
удаленных населенных пунктов на востоке страны. У нас в качестве примера ГЧП
можно привести сотрудничество Министерства внутренних дел и Министерства
транспорта и коммуникаций с австрийской компанией Avonside Holdings GmbH по
созданию Единой системы фотофиксации нарушений скоростного режима на
республиканских автомагистралях.

Определено еще семь пилотных проектов. Но это, что называется, капля в море.
Учитывая прохождение через нашу страну крупных транспортных коридоров,
государственно–частное партнерство могло бы продвигаться более быстрыми темпами
в сфере логистики, модернизации и реконструкции автомагистралей. Однако только
лишь принятия закона для этого будет недостаточно. Чтобы механизм такого
партнерства раскрутился быстрее и работал без сбоев, необходимы стабильные,
прозрачные и понятные правила игры для инвестора. Государство и бизнес должны
видеть друг в друге равноправных и честных партнеров.