Предпосылки логистического управления на предприятиях сферы туризма

Выделение и востребованность логистической составляющей как в оперативной, так
и в текущей деятельности рыночных структур, а также в стратегическом управлении
не случайно. Изначально специалисты в области современного управления
обращались кидеям логистики как к одной из эффективных концепций интеграции в
единый комплекспроблем снабжения, производства, складирования, транспортировки
и других видовдеятельности, влияющих на поставку и продажу товарно-материальных
ценностей.

Новый логистический подход и новая логистическая деятельность не
ограничиваются отдельными функциями предприятий, такими как перевозка,
складирование,комиссионирование, а затрагивают все функции и процессы создания
стоимости вкомплексе. Логистическое измерение всех процессов по созданию
стоимости необходимо использовать осознанно, чтобы спомощью эффективных и
экономически выгодных объектных потоков в большей степени соответствовать
требованиям рынкасбыта и отвечать пожеланиям клиентов, а значит, усилить свои
позиции в конкурентной борьбе.

По нашему мнению, для улучшения ситуации, сложившейся в отрасли, необходима
разработка стратегии развития туристскихкомпаний, опирающаяся на объективный
анализ состояния технологических систем производства туристских услуг, сферы
НИОКР и инвестиций в целом. Должны быть выявлены объекты, необходимые для
реализации туристским сектором его основных экономических функций, определены
формы и методы влияния на эти объекты,
включая придание инновационному процессу непрерывного характера, создание
сов-ременной организации объединения разработок, производства и сбыта туристских
услуг, использование высококвалифицированных менеджеров в области услуг
гостеприимства.

Также мы полагаем, что развитие инфраструктуры инвестиционного рынка (фондов
венчурного финансирования новой техники иоборудования, страховых агентов,
специализированных информационных организаций)будет способствовать повышению
уровняинформированности инвесторов по конъюнктуре рынков в отраслевом и
региональномразрезах и привлечению дополнительных средств на модернизацию
предприятий туристской отрасли.

Кроме того, для реформирования туристской отрасли принципиально важны
разработка и внедрение в практику действенного механизма защиты прав
собственникови инвесторов в стране и за ее пределами. Решение такой задачи
поможет сохранитьустойчивость притока туристов в страну и увеличить стоимость
туристских компаний нароссийском рынке.

Кроме того, рассматривая предприятия туристской отрасли как часть большой и
сложной экономической системы, необходимо определить объективные и
субъек-тивные предпосылки применения логистического подхода в управлении
резервамиэффективности, предполагающего, в том числе, логистизацию
хозяйственных связейпредприятий туристской отрасли.

К числу субъективных факторов, оказывающих существенное влияние на фор
ми-рование хозяйственных связей предприятийтуристской отрасли и обусловливающих
необходимость их логистизации, следует отнести:

 достаточно высокую степень монополизации потоковых процессов отрасли и
смежных с ней отраслей (например, монополизация туроператоров, авиакомпаний и
т.д.);
 ярко выраженную специализацию от дельных предприятий туристской отрасли, не
всегда соответствующую требованиямрынка;
 необходимость повышения инвестиционной привлекательности туристского сектора
экономики страны;
 соотношение между государственной и частной собственностью в комплексе
гостеприимства в стране;
 существующие условия конкуренции на отечественном и зарубежном рынках.

Так как все предметы логистического исследования весьма динамичны в
пространстве и времени, для оптимального решениязадачи в каждом конкретном
случае необходимо найти компромисс между величинойпредлагаемых денежных затрат
на определенный туристский продукт и уровнем доходаот его реализации. Это может
быть достигнуто путем обоснованного анализа организационных мероприятий и
оценки материальных ифинансовых потоков по производству и потреблению
турпродукта.

Все схемы сотрудничества оператора с иностранным партнером можно условно
разбить на 3 категории: работа по разовымзаявкам, работа на условиях
квотирования итуристический микрокредит. В качестве
организационно-управленческих новаций автор предлагает использовать в практике
туристических компанийтуристический микрокредит, что может быть достаточно
актуальным для потребителя туристской услуги.

Инновационный процесс в деятельнос-ти предприятия является также силой
развития общества и продуктов его деятельности. Хорошее средство привлечения
внимания потребителей — предложениена рынок услуг нового товара, отличного от
товара конкурентов. Главной задачей является своевременный выпуск турпродуктана
рынок, что привлечет новых покупателейи повысит доход копании. Туризм является
одной из главных отраслей сервиса, что требует новых форм и методов обслуживания
клиентов, а также является частью инновационной логистики.

Наталья Рожкова, www.logistika-prim.ru