На вопросы по тематике производственной логистики отвечает Александр ШУРАНОВ,
генеральный директор группы компаний «InDeCs», кандидат экономических наук.

— Александр Юрьевич, что для Вас как генерального директора и акционера
компании означает производственная логистика?

— Особенностью нашего производства является изготовление на основе исходного
химического сырья (связующих, пигментов,растворителей и целевых добавок)
профессиональных материалов для лакокрасочных про-мышленных покрытий (краски,
эмали, грунтовки, грунтэмали, шпатлевки и пр.), а также
полуфабрикатных лаков и смол различного типа и назначения для лакокрасочных
производств и других сфер применения.

Выпуск лакокрасочной продукции стабильно высокого качества невозможен без
обеспечения качественными исходными компонентами и, конечно же, строгого
соблюдения установленных технологических режимов.Это касается всех стадий
производственногопроцесса:

— мобеспечения строго заданной (порционной, ритмичной и т.д.) подачи и приема
сырья;

— приготовления пигментной суспензии и ее диспергирования;

— составления эмали и постановки на «тип»;

— фильтрации и фасовки готовой продукции;

— передачи продукции на склад и обеспечения надлежащих условий хранения сырья,
полуфабрикатов и готовойпродукции.

Поэтому производственная логистика на нашем предприятии — это обеспечение
рационального процесса планирования иснабжения на всех стадиях производства, а
продвижение нашей продукции до полкимагазина или до конечного потребителя,
на-правленное в первую очередь на максимальное удовлетворение потребностей в
качес-тве, стоимости и количестве продукции, мыотносим к распределительной, или
сбытовой,логистике.

— В чем заключаются основные задачи производственной логистики на Вашем
предприятии?

— В нашем случае основными задачами производственной логистики являются:

 обеспечение предприятия в нужном количестве всеми компонентами, необходимыми
для производства лакокрасочных материаловпри условии соответствия этих
компонентовкачественным критериям, предъявляемым нами к используемому сырью;
 обеспечение своевременной подачи сырья (компонентов) в соответствии с
рецептурой и тары на производственную линию;
 своевременность изготовления всех полуфабрикатных компонентов, входящих в
со-став готового продукта;
 транспортировка готовой продукции на склад и обеспечение надлежащих условий
хранения сырья, полуфабрикатов и готовойпродукции;
 своевременная отгрузка готовой про -дукции нашим потребителям.

Все это базируется на четкой системе учета материальных ресурсов на всех
стади-ях производственного цикла, обеспеченииполной прослеживаемости и
прозрачностипроизводства продукции, а также тесно переплетается с
необходимостью соблюденияпроизводственными подразделениями законодательных
требований в части промышлен-ной и пожарной безопасности, охраны труда и
экологии.

— Отвечая на предыдущий вопрос, Вы особо подчеркнули важность обеспечения
производства сырьем в нужном количестве. В этой связи вопрос: входит ли в
компетенцию (или зону ответственности) производственной логистики закупка сырья
ипоиск поставщиков?

— Да, входит и взаимодействие специалистов компании, занимающихся логистикой и
поставкой сырья со специалистамипроизводства, самое непосредственное.
Правильный расчет потребности в сырье,полуфабрикатах, таре, складских мощностях
и транспортном обеспечении, определениеоптимального размера запасов,
сформированный календарный график поставок и отгрузок — результат такого
взаимодействия. Своевременная и точная информация от производства — основа
правильной логисти-ки при закупке и поставке сырья, от которой,в свою очередь,
напрямую зависят как сроки
выполнения заказа потребителя, так и возникающие в производстве затраты.

Также производственная статистика ока-зывает самое непосредственное влияние на
процесс выбора как сырьевых компонентов,вспомогательных материалов, тары и
оборудования, так и их поставщиков. Помимоустановленных нормативными
документами качественных параметров сырья и тары,проверяемых нами перед пуском
в производство , немаловажными аспектами мысчитаем информацию и производственный
опыт, полученные при использовании сырья(материалов, тары, оборудования) в
процессе производства. н асколько управляем про-изводственный процесс? Какие
замечанияк сырью (поставщику) имеются на входном контроле? к акое влияние
оказывает при-менение того или иного сырья на качествопродукции, сроки ее
изготовления, длительность отдельных стадий, дополнительные затраты,
возникающие в процессе производства? Эта информация учитывается нами привыборе
сырьевых компонентов и поставщиков, разработке программ внедрения новыхвидов
сырья, поиске новых поставщиков.Мы также стараемся вовлекать в работу по
анализу и устранению возникающих в производстве проблем действующих поставщиков
и надеемся в первую очередь на эффективное сотрудничество с нашими давними и
проверенными партнерами.

Конечно, в условиях жесткой конкуренции на рынке стоимость сырья для нас
является важным, но не единственным пока-зателем. Надежность партнера, стабильно
высокое качество поставляемого им сырья,финансовая устойчивость — вот факторы,
которые позволяют нам формировать пулпоставщиков.

— Когда вы ощутили необходимость заняться консолидацией логистики на
предприятии? Какие события или причины этому сопутствовали?

— Необходимость создания некой логистической структуры возникла уже с 1992
года,когда в связи с прекращением деятельности госплана и снятием функции
централизован-ного управления с Министерства химическойпромышленности
прекратились централизо-ванные поставки сырья и реализация готовойпродукции. В
тот момент за логистику на предприятии отвечали различные службы: коммерческие
отделы, маркетинг, транспортнаяслужба. Дальнейший опыт приобретался путем проб
и ошибок. В конечном итоге консолидация логистики завершилась в середине2000
года объединением всех служб под общее руководство коммерческого директора. Н
аверное, можно сказать, что логистика на нашем предприятии сейчас находится в
стадиизрелости, но тем не менее это не статичная, застойная структура, а живой,
постоянно развивающийся и совершенствующийся процесс,от эффективности которого
существенно зависит результат деятельности всей компании.

— Если ответ не составляет коммерческую тайну Вашего предприятия, скажите,
пожалуйста, какая доля производственных затрат (или себестоимостипродукции)
приходится на логистику? Существует ли утвержденный нормативныйпоказатель
логистических затрат на производстве?

— Спасибо за интересный вопрос! Я сам его периодически задаю нашим
специалистам, но, к сожалению, пока ответа, который ямог вынести на суд ваших
читателей, еще нет.Я поясню почему действительно, мы уделяем самое пристальное
внимание себестоимостинашей продукции и постоянно боремся за ее снижение.
Конечная себестоимость зависитот многих факторов и для нас не является
ве-личиной постоянной, наоборот, она меняетсяв разные периоды времени, учитывая
различные изменения на рынке. в опрос выделениядоли логистических затрат в
структуре себестоимости требует единой методологии учета,например, транспортных
и складских затрат,понесенных нами по факту. Мы приобретаем часть сырья с
самовывозом и в этом случае
транспортная составляющая нам понятна, но часть сырья поступает к нам на
производство транспортом поставщика с ценой, опре-деленной условиями контракта
до склада. Здесь мы не имеем прямых транспортных за-трат, но тем не менее мы
понимаем, что ониесть и включены в стоимость закупаемого
сырья. Другой вопрос — это необходимость корректного учета наших складских
затрат сучетом времени нахождения сырья и готовой продукции на наших складах.
Конечно же, мыкомплексно учитываем и нормируем логистические затраты, но
понимаем, что в этом направлении нам есть куда развиваться. Такимобразом, все
затраты, связанные с обеспечением складских запасов и функционированием
логистических служб, нормативно заложены в структуре себестоимости продукции.По
этому принципу работают все известныемне предприятия.

— Видите ли Вы резервы дальнейшего снижения логистических затрат? В каких
направлениях планируете проводить этуработу?

— Конечно, мы видим пути дальнейшего совершенствования. Например, мы ведем
постоянную работу по оптимизации складскихзапасов, складских операций,
внедрению системы учета сырья и готовой продукции.

— Кстати, а есть ли норматив запасов? Насколько для Вас важны страховые запасы
и каков их уровень?

— В нашем случае норматив запасов готовой продукции в большей части определен
требованиями наших основных клиентов —автомобильных заводов. В рамках
выполнения договорных обязательств мы обеспечиваем складские запасы готовой
продукции наконсигнационных складах в объеме месячной
потребности клиента. Для снижения рисков мы также имеем примерно такой же объем
готовой продукции на заводских складах. Чтокасается нормативных запасов на
сырье —работа по их снижению ведется постоянно.

На логистику сырьевых запасов в нашем случае оказывает влияние стабильность
поставок сырья. Учитывая, что наше предприятие вдостаточно большом количестве
используетимпортное сырье, мы также ориентируемся на курсовую разницу, сроки
поставок, возможность оперативного реагирования поставщиков на изменение заявки.

— Каковы требования Ваших клиентов и покупателей к Вашей логистике уже как к
логистике поставщика лакокрасочныхматериалов?

— Наши основные клиенты, а среди них в том числе крупнейшие российские
автозаводы, очень требовательны к срокам поставкипродукции. Для обеспечения
бесперебойнойработы автомобильных конвейеров мы создаем консигнационные склады.
Для обеспечения пожарной и экологической безопасностиуделяем особое внимание
качеству упаковкии маркировки продукции, соблюдению температурного режима
хранения и транспортировки лкМ. Каждая партия нашей продукциисопровождается
паспортом качества и отправляется потребителю после полной проверки на
соответствие не только нормативнойдокументации, но и согласованным
дополнительным (специальным) требованиям нашихпотребителей. Существует и своя
систематехнического сопровождения продукции.

— Какие программные средства сейчас используются для автоматизации
логистических процессов (WMS-решения дляскладов, специальные модули
ERP/MRP-систем, самописные программы и т.д.).Как Вы оцениваете их эффективность
и нежалеете ли о потраченных на них деньгах?

— В соответствии с требованиями наших основных потребителей — автомобильных
заводов, система менеджмента нашего предприятия сертифицирована на соответствие
ISO/TS 16949.В рамках этой системы у насвнедрены логистические процессы,
обеспечивающие решение вопросов бесперебойногообеспечения поставок. Программные
сред -ства, которые мы используем для решенияэтих вопросов, общедоступны, они
могут бытьприобретены любым пользователем, отлаже-ны под конкретные задачи
предприятия и нетребовали от нас значительных ресурсов при внедрении.

— Есть ли у Вас видение перспективных изменений в производственной логистике
Вашей компании? Какие изменения на иболее вероятны?

— На нашем предприятии в рамках реа-лизуемой программы модернизации
произ-водства мы планируем автоматизировать основные производственные процессы.
Отсюдалогично вытекает, что следующим серьезным шагом к совершенствованию
системы учетаматериальных ценностей и производственной логистики было бы
обеспечение взаимосвязиданной автоматизации с системой учета
товарно-материальных ценностей.

— И в заключение, что Вы можете посоветовать тем, кто только начинает
задумываться о консолидации логистическойактивности на производстве?

— Заниматься этим нужно. Несмотря на негативные явления, которые мы наблюдаем
сегодня в экономике, общение на рынке, намой взгляд, приобретает более
цивилизованный характер. Рыночные отношения в боль -шей степени основываются на
долгосрочныхдоговорах, гарантийных обязательствах сторон, возможности
страхования финансовыхрезультатов, что в свою очередь требует совершенствования
системы управления процессами от начальной стадии закупки сырьядо отгрузки
готовой продукции.

Константин Толмачев, www.logistika-prim.ru